За долгое время, что знаю подругу, она неоднократно рассказывала о том, что у них была давным-давно дача за Гагариным. Это было ещё в прошлом веке, в её детстве. Она не только рассказывала, но и писала об этом в электронных письмах, когда не было возможности пообщаться лично. Вроде бы даже ездила туда самостоятельно, но до деревни так и не доехала, ограничилась только тем, чтобы посмотреть издалека на ту самую деревню. Мне показывали фотографию, на которой толком ничего не видно, оттуда.
О чём она рассказывала мне про их дачу? Акцентировала внимание на том, что именно здесь прошло её счастливое и яркое детство и юность, куда приезжала каждое лето. Если по приезду она была тощей и зелёной, то к возвращению в город набирала вес и цвела. Рассказывала про транспортные трудности. Прямых электричек из Москвы до Гагарина нет, поэтому на перекладных, с пересадкой в Можайске. Иногда дед возил на машине. Годы возьмут своё. Не станет деда. Бабушке также станет тяжело в силу здоровья и возраста. Поэтому будет принято тяжёлое решение о продаже дачи. Обычная история отдельно взятой семьи.
В прошлом году, когда ездили в Бородино на реконструкцию осенью, в пути обсудили возможность поехать в Гагарин. У неё было желание съездить туда, а у меня не было возражений. Дальнюю дорогу люблю, но в прошлом году так и не сложится поездка. Причин уже не помню. Нам той осенью хватило мест для посещений в Москве и Подмосковье. Перед новым годом опять вспомнили, но вряд ли мы сможем поехать туда раньше лета. Поговорили и забыли.
Этим летом, когда ездили в Васильевское, зашёл вопрос об отпусках, а так как мы можем их совместить, то предложила в один из свободных дней всё-таки съездить в Гагарин. А почему бы нет? В поездке будет интересно посетить и посмотреть воочию на контест-позицию коллективной радиостанции UA3L, находящуюся в пригороде Гагарина. Ещё с удовольствием заехал бы к дяде Вове (RK3AGC). Он всегда звал к себе, но, к сожалению, год назад его не стало.
Поездку предварительно планируем на вторую декаду сентября, когда погода ещё может быть нормальной, а точную дату выберем накануне выезда с поправкой на гидрометцентр, чтобы не гулять под дождём. Ехать и гулять под дождём неинтересно.
Так и произошло. Со среды поездку перенесли на вторник. Приготовиться к старту!
- Утро. Дорога
- Исток Москвы-реки
- Город Гагарин
- За город
- Деревня детства
- Контест-позиция
- В сторону столицы. Можайск
- Путь домой
- Заметки на полях
- Послесловие
Утро. Дорога
Выезжать из Москвы утром буднего дня — одно удовольствие! Пока все едут в столицу, ты летишь по пустым полосам за город. Сначала надо забрать подругу. Пока еду, приходит сообщение от неё, что задерживается. Подожду. Завернул на парковку рядом с домом.
Пока стою и жду, смотрю по сторонам. Через дорогу строят какой-то большой торговый центр. Говорят, что даже спортивный объект будет, но это пока не точно. Посмотрел на наверх — небо не предвещает нам сегодня хорошей погоды. Дождь будет, несмотря на прогнозы синоптиков. В пути он нестрашен, не хотелось бы попасть под него, когда будем гулять. Утыкаюсь в телефон, читаю последние новости со всего мира.
Через минут пятнадцать прибегает подруга с мешком корма для хвостатых на дачу. И трёх месяцев не прошло, как корм всё-таки мне передали! Она вся задёрганная и сразу предупреждает, что в дороге придётся немного работать, раздавая ЦУ. Мне это никак не помешает, чтобы доехать до цели. Смотрю ещё раз на маршрут, который карты пытаются перестроить по своему алгоритму, но мне это не нравится, поэтому анализирую свой путь на пробки.
Выезжаем и… почти сразу утыкаемся в пробку перед ЦКАД. Это всё из-за светофора в Селятине, где сделали разворот под стрелку. Зачем — не очень-то понятно, но ничего не поделаешь, приходится толкаться правым рядом. Движение дальше вполне нормальное, даже в Яковлевском и посёлке Киевский почти не тупили, а после ушли на Бекасово и въехали задворками в Наро-Фоминск, чтобы дальше продолжить движение по одноимённому шоссе. С него повернём на Таширово и будем держаться направления на Верею и Можайск.
Задворки Наро-Фоминска встречают частным сектором с домами, повидавших всякое и всяких на своём жизненном пути. Узкая дорога ведёт до Т-образного перекрёстка, на котором летом пришлось изрядно понервничать, чтобы повернуть в сторону Бекасово. Отмечаю, что изменения есть — тут появился светофор, который пока не работает. Здесь он реально нужен!
Вот и первые звонки на телефоне подруге по работе. Она долго объясняет почему не на месте. В отпуске, на мой взгляд, нет смысла вообще кому-либо что-то объяснять. Это твоё время, которое ты тратишь на себя. И очень не люблю, когда меня начинают о чём-то подобном расспрашивать. Несмотря на огромные объёмы работ, нужно находить силы отключаться от неё, чтобы не чувствовать себя загнанной лошадью. Но в разговоре ловлю, что она определённо кокетничает, так как это коллеги. Нарочито подчёркивает и рассказывает о том куда едет и почему. Иногда мне кажется, что за те двадцать с хвостиком лет, что её знаю — она совсем не изменилась. Наверное, я сам такой иногда.
Если говорить о поездках с ней, то они мне нравятся. Почти всегда выключена музыка, так как она заменяет собой радио. Её иногда так и называю — радио без батареек, неумолкающее ни на минуту. Может многое рассказать и говорить на любую тему. Это мне тоже нравится. Иногда даже поспорить можно без ярких проявлений эмоций. Иногда для себя узнаёшь какие-то интересные вещи, о которых не знал. Иногда и из жизни. Дальняя дорога сближает людей.
Ближе к Верее пошёл дождь. Щётки начали метаться, сбрасывая капли со стекла. Дорога бежит незаметно. Иногда кажется, что очень медленно, но на деле быстро. Перед Вереёй идёт ремонт дороги. Пришлось встать в очередь для проезда по реверсивной полосе. Сильно нас это не задержит.
В Верею хотим когда-нибудь приехать и погулять, но город маленький и ехать только сюда целенаправленно смысла нет, а вот захватить его с каким-нибудь ещё место пока не получилось. В конце августа чуть не остановились здесь, но решили поехать в Боровск. О той поездке не пожалели: красивый закат и интересные виды в тумане и дымке от костров, вкусная еда в кафе — получился прекрасный вечер. Местами даже романтический.
На главном перекрёстке в городе ДТП. Приходится объезжать осторожно, чтобы самим не стать соучастниками. Движение свободное, но из-за «слепого» и резкого поворота видно не всё. Медленно повернули. Дальше тоже не быстрее из-за светофора, смотрим на центральную площадь, замощённую брусчаткой. Точно сюда приедем погулять!
Через минут двадцать стоим перед Минским шоссе на светофоре, который на шестнадцать секунд загорается зелёным светом. Пошло шутим на этот счёт, чтобы не скучать в ожидании очередного цикла.
Повернули и полетели дальше. По Минскому шоссе дальше поворота на Бородино не ездил. Как-то не довелось и вообще все мои поездки были в основном на восток или юго-восток. Только встретившись с ней начал ездить в сторону запада.
Дорога мокрая. Несмотря на прогноз, в котором почти нет дождя, погода переигрывает. В Гагарине сейчас тоже должен идти дождь, но пути назад нет. Когда появится другая возможность поехать? Даже загадывать сложно.
Пока едем, подруга то ли в шутку, то ли всерьёз предлагает поехать дальше до Вязьмы. Иногда её сложно понять: то ли она действительно это имеет в виду, то ли подкалывает? Однако, захватить ещё и Вязьму одним днём будет очень тяжело, надо на месте будет искать место, где остановиться, да и с собой никаких вещей не брал. Ответил и сразу же был пойман троллингом с её стороны на последующие полчаса пути. Мол, на день уехать не можешь без вещей. Она очень безобидно подходит, но с душой и весело. Время и дорога летят нескучно и практически незаметно!
Исток Москвы-реки
Удивляюсь размерам Можайского городского округа в Подмосковье. Мы едем больше получаса на скорости выше, чем разрешена, но конца и края не видно. Дорога почти прямая, только холмистая.
Подруга говорит, что где-то по пути на Можайском шоссе есть исток Москвы-реки. Они его всегда проезжали мимо, когда ездили на дачу с дедом, без остановки. Если будет возможность, то просит остановить, чтобы посмотреть поближе. Говорит, что раньше здесь был просто указатель…
За очередным подъёмом видим часовню. Скорее всего, это и есть исток. Рядом есть пустая площадка для стоянки и остановки. Места здесь много. Остановимся, чтобы размять ноги размять. Мне уже надо, так как почти два часа сижу за рулём.
На улице ветрено и очень неприятно. Природа всем своим видом показывает, что к нам пришла настоящая осень, а не воспетая многими писателями и поэтами красота золотисто-багряных верхушек деревьев. Перед нами вход в парк из деревянных статуй-игрушек местного училища или техникума. Они установлены кучно и, на мой взгляд, несколько невпопад. На лицах некоторых истуканов читаются эмоции. Зайцам, к примеру, очень срочно нужно отойти в кусты.
Идём к часовне и поднимаемся внутрь. Внутри нас встречает алтарь:
— Жертвенный алтарь, — говорит она.
— Да, в полнолуние сюда девственниц приводят, чтобы Москва-река наполнялась…
Вместе смеёмся над этим. Она хоть и пытается держать себя в руках и не засмеяться, но получается у неё плохо. Судя по её рассказам о родных, явно хочет быть такой же как бабушка: расчётливой, строгой и безэмоциональной.
Из часовни виден мостик с перилами, который по обыкновению увешан замками с именами молодожёнов, посещающие достопримечательности во время свадебной процессии.
Походили, размяли ноги. Моё отношение к тому, что на улице не изменилось. Гадость настоящая! Садимся в машину и смотрим в навигатор: нужно ещё минут пятьдесят, чтобы достичь точки назначения. Пора ехать дальше!
Через минут пятнадцать будем на границе Московской и Смоленской областей. До цели совсем близко. Никаких изменений между областями пока не заметил. Дорога всё такая же, как и была. Разве что вместо леса по обочинам стало больше полей и появилось бескрайнее пространство. Такими видами хочется наслаждаться!
Автомобильный поток небольшой. В основном фуры едут с белорусскими и другими номерами. Разговариваем о поездке в Беларусь и то, зачем сейчас туда едут люди. В текущей ситуации, чтобы просто погулять, смысла ехать туда нет никакого. Было бы время поспокойнее, то можно было и прокатиться на день-два, но не в Минск, а дальше. Сейчас туда едут в основном, чтобы закупиться разными вещами, которые в России больше не купить.
Впереди виднеется поворот на Гагарин, на котором появился светофор. Подруга выдыхает. Она панически боится больших и нерегулируемых перекрёстков. Значит, по дороге назад проблемы с тем, чтобы повернуть, не будет. Повернули в сторону точки назначения. Дорога от Минского шоссе явно хуже, но и по ней можно быстро ехать. Явных ям нет. На подъезде к городу станет однополосной и узкой.
Впереди указатель «Гагарин».
Город Гагарин
Чтобы попасть в город со стороны Минского шоссе, необходимо проехать по путепроводу над железнодорожными путями. С него попадаем на перекрёсток с круговым движением. Сколько себя помню, круговое движение мне с первого раза не всегда давалось. Велик шанс повернуть совсем не туда. Этому способствуют неинформативные указатели. Непонятно куда ехать, но на это нет времени. Повернул, конечно же, не туда, но городок маленький, до центра и так доедем, хоть и по другой улице. Смотря по сторонам, вижу лишь частный сектор и стадион «Восток». Здесь что не Гагарин, то Восток или Восход.
Корректирую наш маршрут на центр города, поэтому на светофоре поворачиваю налево и двигаюсь в сторону… Красной площади, где не сразу сориентировался и пришлось немного нарушить разметку кругового движения, чтобы повернуть куда-нибудь во дворы, чтобы можно было запарковать авто и пройтись пешком.
Подруга, как всегда, причитает. Повторюсь, она — радио без батареек на любую тему. Даже если эмоционально что-то начинает продвигать и возмущаться, то почему-то меня это забавляет и не вызывает никакого негатива. И тут вот снова: «Чего во дворе паркуешься? Тут ведь люди живут!..» — и так далее. Впрочем, назвать это место двором дома сложно. В жилом доме напротив магазин школьной одежды и прочих принадлежностей, а встали мы рядом с ритуальным магазином.
Погода лучше не стала, но хотя бы без дождя и промозглого ветра. Зонтик на всякий случай беру с собой. Подруга увидев кошку переключилась со своего праведного гнева на новый объект. Мол, недоедает животинка! Судя по бокам и лени кошки, она явно доедает за себя и за того парня. А мы тут точно никому не мешаем. Пойдём, пройдёмся по городу!
В поисках набережной
Перед поездкой на одном форуме у местных жителей спрашивал, что можно в городе посмотреть. Здесь никогда не был, а подруга — очень давно. Как понял, что в самом городе она не гуляла и не задерживалась, а сразу направлялась до деревни, где проводила летние месяцы в детстве. На форуме посоветовали посетить несколько мест, куда можно сходить. Среди них музеи (нет, не в этот раз), а также посмотреть набережную — это уже интереснее.
Вначале путь от машины напоминал хаотичное движение по принципу: видим интересное — идём туда, а интересного здесь много! Фотоаппарат из рук не выпускаю и постоянно что-то фотографирую. Жаль, что погода для фотографий так себе, но всё равно. В свойственной манере подруга пикировала меня с фотоаппаратом. Мол, приехал фоторепортёр, вынюхивающий всякое!
Итак, мы в самом центре города. Перед нами Красная площадь (внезапно), на которой стоит памятник Гагарину, а на фоне — гостиница Восток. Слева — сквер Алексея Леонова (первого космонавта, вышедшего в открытый космос) и кинотеатр Космос, который закрыт уже долгое время. Правее — Казанская церковь, на которую обращён взор Гагарина.
Сквер ближе всего — идём туда. В самой глубине его мемориальная стена Алексея Леонова, где рассказывалось о его первом выходе в космос, посередине «сухой» фонтан, а мы в самом начале стоим у макета корабля «Восход-2», на котором он летал вместе с Павлом Беляевым.
Через сквер постоянно ходит молодёжь в разные стороны. Видимо, в школе уроки кончились, а она за этим сквером. Это догадки, так как «туристическая слепота» (первые впечатления от места и невозможность ориентироваться здесь) держит всё за завесой. В отличие от Москвы, где детей стараются встречать прямо в школе, здесь они предоставлены сами себе, до дома добираются самостоятельно. Родителей рядом с ними или кого-то из старшего поколения не заметил. Да и вообще взрослых на улице немного. На часах почти два часа дня, наверное, они все ещё на работе.
Переходим дорогу и подходим ближе к памятнику Гагарина, делаем фотографии и по этой стороне идём в сторону перехода у центральной библиотеки и Казанской церкви. За ними ещё сквер, но пройдя туда, набережной мы там так и не увидели. В одну сторону пойдёшь — в частный сектор попадёшь. Смотрим в карту и идём в другую сторону, где отмечена смотровая площадка. Вновь переходим дорогу.
Здесь что-то похожее на набережную есть, но Гжать обмелела, превратилась в какой-то ручеёк, оголивший своё дно, который, вероятно, можно перейти в брод. Сейчас его мы можем изучить. Дно наполнено продуктами жизнедеятельности человека: старые покрышки, прочий мусор — всё было когда-то в воде, а сейчас выставлено на всеобщее обозрение. Рыбаки у моста сидят, будто здесь что-то можно поймать.
На смотровой площадке, откуда как на ладони другой берег с Благовещенским собором, установлено железное древо, где по традиции молодожёны оставляют замки. Администрация решила сделать цивилизовано, чтобы замки не вешали куда попало. Если честно, то смотреть не на что. Может, правда, не тот день? Идём дальше и попадаем в дворы домов у центра.
За что люблю небольшие города, так это их деревенскую самобытность. Простой двор кирпичной девятиэтажки, где развешано бельё, а машины (всякие и разные) стоят на парковке. Детская площадка есть и даже всё функционирует на ней. Никакого пафоса и понтов. Здесь люди просто живут своей жизнью. Чуть поодаль стоят капитальные добротные гаражи. И всё это в пятидесяти метрах от главной площади города! Возле подъездов местами стоят садовые игрушки из металла и старых покрышек. Уютно!
Из двора выходим к углу гостиницы Восток. Здесь есть жизнь. Люди ходят куда-то по своим делам. Нам их не понять, конечно, у нас своя программа. Даже на велосипеде есть, пока относительно тепло и сухо. Позади памятника открывается интересная перспектива: Гагарин смотрит на Казанскую церковь, а справа сквер, где мы уже были. Подозреваю, что для памятника не нашлось другого места . Не зря ведь площадь назвали Красной! Смотрится колоритно и интересно. В этом есть свой непонятный для других людей шарм и сарказм.
Переходим дорогу у кинотеатра. По различным деталям, увиденных нами вблизи, можно констатировать, что он не работает очень давно. Вот странно, почему не работает, так как молодёжи тут достаточно и она бы не отказалась его посещать. Мы прошли возле сквера Леонова и вновь оказались на исходной позиции, откуда начали своё путешествие по городу.
Набережную в таком виде, как привыкли видеть в Москве, здесь найти не смогли. Может, из-за того, что не там искали, а может, просто такой тут просто нет. Когда будем здесь в следующий раз, то поищем получше.
Куда идти дальше? Пойдём прямо по улице Гагарина!
До вокзала
Хаотичность движения сменилась на направление вдоль улицы Гагарина к её началу, то есть в сторону уменьшения номера домов. Этого направления будем придерживаться. Уже через метров сто плитка под ногами сменилась на обычный асфальт. И, надо отдать должное, асфальт хороший, без колдобин.
На противоположной стороне военкомат. На его стенах растянуты баннеры, гласящие о том, что служба по контакту — путь к обеспеченной жизни! И лица на нём у всех такие радостные! Через несколько дней объявят мобилизацию и лица, думаю, будут не у всех такими радостными.
Подруга ни на минуту не прекращает комментировать, в том числе мои действия. Умение «докопаться» у неё развито на отлично. Вероятно, что оно в крови. Меня в очередной раз обозвали папарацци, который ищет всё самое грязное в городе, чтобы потом выставить его в таком свете. Кстати, о грязи — не то, чтобы её тут нет, но весьма чисто, по крайней мере, здесь.
Мы идём по нечётной стороне. Здесь многоэтажные и многоквартирные дома, а на той стороне, ближе к речке Гжать — частный сектор. Об этом писал выше, когда искали набережную. Дома-избушки, покосившиеся от времени, а местами даже без окон, явно не украшают центральную улицу города, но никто не спешит их ремонтировать. Либо уже нет хозяев, либо просто не на что. Хочется верить в то, что это сдвинется с мёртвой точки и город в очередной раз похорошеет. Несмотря на это, заметно что постепенно город обновляется новыми домами на месте старых.
Кстати, смоляне не считают Гагарин городом своей области. Это из-за того, что сюда на пенсию переезжают пенсионеры из Москвы. Относительная близость к столице и чистый воздух, дешевизна участков. Благодаря им деревни рядом с городом обрели новую жизнь.
Прогулка — будто перемещение во времени. И если убрать современные машины, то лет на тридцать назад мы вернулись. Это нормально для такого небольшого города. Жаль, что не додумался включить в машине радио, чтобы испытать полное погружение, так как наверняка оно здесь застряло в девяностых.
Смотришь на здание торгового центра — оно обшито покрашенным профлистом. Видимо, латали тем, что было. У меня в голове рождается «дежа вю» — такое видел в начале девяностых. Магазин «Элефант» в Раменках, в последствии ставшим «Перекрёстком». Встречаются и современные магазины, кажущимися модерновыми в сравнении со старыми постройками. Одним словом архитектура здесь пёстрая и, наверное, пока не до архитектурного облика и единообразия.
Если смотреть на людей, то нельзя сказать, что мы так далеко переместились в прошлое. Они современны и одеты также. Плюс-минус такое же время. Всё-таки город, а не деревня, где временные границы обычно стёрты начисто. Молодёжь вообще современно одета. От московской можно отличить разве что по нюансам.
Дошли до парка Солнцева (Фёдор Фёдорович Солнцев — один из расстрелянных двадцати шести бакинских комиссаров, уроженец этого города). На входе в парк встречает памятник, посвящённый тем событиям и людям. Неподалёку стоит сердце с признанием в любви к городу. Такие МАФы можно встретить на многих смотровых площадках других городов, не только Москвы. Вообще на ПКиО это похоже мало, так как его размеры напоминают большой сквер и насквозь просматривается от одной до другой улиц, которыми ограничен. Пойдём внутрь.
— Интересно, а где тут вокзал и как далеко он отсюда? — спрашивает подруга, — Мы туда приезжали на электричке из Можайска и дальше с автобусной станции ехали до нашей деревни.
Сделаю небольшое отступление. Слушая то, что говорит подруга, делаю вывод, что по городу гуляет впервые. Да, она называет опорные точки: вокзал, автобусная станция, рынок, но на этом её познания города заканчиваются. Где они находятся здесь — не знает. Тем это интереснее!
После поездки, когда мы с ней общались на эту тему, она подтвердила это. Город для неё начинался и заканчивался вокзальной площадью.
Это был скорее риторический вопрос, так как в городе я в первый раз и ничего не знаю здесь. Но где наша не пропадала? Плюс современный мир в интернете и на телефоне. Посмотрим карту. По парку идём в сторону сцены и прудов.
— Может это набережная? — подумал я. — Хотя тут реки нет.
Впереди проход закрыт. Ремонт пешеходного моста. Приходится обходить пруды по краю. Получается, что мы выходим из парка на аллею, слева от которой находится школа. Спортивную площадку активно переделывают и, судя по раскопкам, делают дренаж и свет. Это позитивно.
Ловлю себя на мысли, что в Москве приучили к тому, что за забор проходить нельзя, так как всюду частные территории. Люди даже не думают срезать, если есть ограждение. Здесь мы срезаем, через открытую калитку. Подруга подкалывает, мол, я что боюсь школьников и тем более школьниц, раз не захотел сразу повернуть?
Помимо школы и спортивной площадки, здесь есть автомобильный городок, где детей учат азам правил дорожного движения. На мой взгляд, это очень правильно. В Москве такого не видел. Выйдя через ворота, мы не встретили, как в Москве толпы родителей на автомобилях, желающих забрать своих детей. Как и самом центре, дети спокойно шли по своим делам со школьного двора. Вот это детство!
Здесь есть ещё один интересный артефакт, который в Москве, если не совсем исчез, то найти очень сложно: ларьки! Они здесь есть почти на каждом углу. Некоторые из них — круглосуточные. Купить в них можно в принципе всё, что пожелает душа, и на что хватит денег. Мы как раз вышли на улицу, где эти ларьки чуть ли не на каждом углу.
Через минут пять подруга воскликнет:
— О! Вокзал! А почему название написано по-английски?
— Это чтобы шпионам было проще ориентироваться на местности.
Продавщица, курившая и подкармливающая стадо голубей у чёрного хода, похоже, поперхнулась, когда услышала это. Откуда тут взяться американским шпионам?
Цель видна и мы к ней движемся. Опять же, видя забор, подруга предпочтёт смотреть на вокзал через него:
— Если там досмотр, то я туда не пойду. Не люблю, когда досматривают.
— На мост над путями всё равно можно подняться.
— А вдруг нет?
— Идём. Там посмотрим.
Мне приходится успокаивать и брать инициативу в свои руки. Понимаю, что можно просто смотреть издалека, а можно побывать и посмотреть изнутри. Забор — не забор. Пойдём! Перешли дорогу к стоянке у вокзала, плотно забитой машинами. На входе у вокзала стояли двое «бомбил», потягивавшие кофе из бумажных стаканчиков. Они выглядели настолько аутентично, что было ощущение, что с них рисовали водителей такси. Кроме них на входе никого больше не было. Никаких досмотров и прочего. Поднимаемся на пешеходный мост над железнодорожными путями. Какой отсюда открывается вид! Ещё бы солнца немного…
Стоим на мосту, фотографируем панораму из провалившихся крыш построек возле вокзала и сами фотографируемся, Ожидаем прибытия какого-нибудь проходящего поезда. Из громкоговорителей оповещают о прибытии поезда со стороны Москвы. Если присмотреться, то вдалеке виден какой-то состав, но какой — непонятно. Через некоторое время становится понятно, что это товарный состав.
Подруга как всегда витает где-то в своих облаках и мечтах. Говорит: «мол, придёт сейчас поезд в сторону Москвы — сбегу от тебя». Что же, судя по расписанию до ближайшего поезда ещё минимум час, да и тот из Москвы. Да и не сбежит она.
С территории вышли через калитку на парковку у вокзала и отправились к зданию, завешенному плакатами с портретами Гагарина с фирменной улыбкой — символом этого города. Это здание должно было быть или даже было чем-то похожим на ТПУ. Никакой активности внутри нет. Здание закрыто. А «бомбилы» как стояли, так и стоят. Поездов нет — клиентов нет.
Мы обходим это здание и слышу звучный возглас подруги об этом месте:
— О! Это же автобусная стация! Мы отсюда с сумками ехали на дачу с бабушкой! Сколько раз приезжали и уезжали отсюда!
Судя по всему, автобусная станция заброшена. Последние расписания, что уцелели на стенах, относятся к давним временам. Им лет десять точно, так как центрального автовокзала возле метро Аэропорт уже не существует точно лет десять, если не все пятнадцать. На дороге огромные колдобины, что колёса можно оставить. В городе мы пока нигде не видели дорог хуже, чем здесь.
Воспоминания накрыли её. Ими со мной активно делится на месте. Ощущение, что она переместилась за считанные мгновения в своё детство, когда и деревья были выше, и трава зеленее, и не было всего того, что происходит в этом мире. Но нам надо возвращаться. Автобусная станция стала последней и самой дальней точкой прогулки по городу.
Обратный путь
В обратный путь от вокзала и автобусной станции решили пойти всё по той же улице Гагарина. Мы очень долго стояли перед самой широкой частью улицы Пятидесятилетия ВЛКСМ в ожидании разрешающего сигнала светофора. Трафик машин просто смешной. Можно было выйти на середину перекрёстка и тебя никто не заденет, но все стоят, ждут зелёный свет. Наконец он загорелся и мы перешли дорогу. У тротуара пришлось обходить лужу. Сразу вспомнился мем про «вечную лужу» в Смоленске. Если доведётся туда поехать — обязательно заеду посмотреть. Это же не «глина» на Водоотводном канале неподалёку от кинотеатра Ударник.
Идём по нечётной стороне, как шли раньше. Кирпичные пятиэтажки семидесятых годов постройки: одни с балконами, другие с лоджиями, но интересно не это, а то, что за ними скрывается. За ними начинается настоящая эстетика ебеней, на которую интересно посмотреть: двухэтажные дома, напротив которых стоят кладовые в два этажа, практически той же высоты. К сожалению, они в своём большинстве вызывают печаль и грусть, так как местами нет крыши, а местами они совсем развалились, но люди к этому привыкли и давно там ничего не хранят.
Сворачиваем туда, на улицу Бахтина. Накануне поездки, гуляя с подругой по центру в Звенигороде, отметили для себя, что салонов красоты там очень много. Просто чуть ли не улица с ними. Здесь мы видим похожую картину. Стоило нам повернуть, как мы уже у дверей двух таких салонов. Интересно, едут ли сюда приводить себя в порядок? Или это всё те же москвичи, которые сюда приезжают на свои дачи?
Идём дальше, видим таксофон, точнее стойку от него, которая сильно похожа на ложку, воткнутую ручкой в землю. Больше ничего нет: ни проводов, ни креплений. За ней заходим во двор двухэтажного дома, напротив которого стоит сарай. Домики мне напоминают астраханские, в одном из которых мне довелось жить. Типичные дома рабочего посёлка. Возможно, что временные, но так оказалось, что ни что так не постоянно, как временное. Как и в центре здесь сушилки для белья прямо на улице, а стены домов увешаны тарелками спутникового телевидения.
Благоустройство во дворах тоже есть. Поставили новые скамейки, как раз возле разрушающихся сараев. Выглядит очень контрастно, но при этом, как отмечал, опрятно и относительно чисто. Дома утопают в обилии зелени. Деревья выше самих домов. Здесь реально хочется зависнуть, несмотря на то, что с этими местами ничего не связывало никогда, они напоминают о прекрасном детстве.
Из дворов выходим на перекрёсток с улицей Строителей, по которой сегодня шли к вокзалу. Переходим на другую сторону на перекрёстке. Что было не помню, но у подруги вырвалось: «Ты, блин, тут ещё под машину попади!» — безо всякой злобы, но так констатировала.
Идём дальше рядом с местом, откуда вышли из переулка от школы. Наш взгляд привлекла доска объявлений. Мы решили изучить повнимательнее, чтобы понять, чем живёт город. Смотря на неё, сразу вспомнилась прошлогодняя поездка в Бородино, где на торговых рядах продавался Белорусский трикотаж на радость и потехе публике. Этим же и живёт город: «дёшево», «распродажа» — на этом всё. Объявлений о культурных мероприятиях нами на доске не было замечено..
По другую сторону улицы Строителей мы видим относительно новые дома по индивидуальным проектам. Они сильно отличаются от того, что на этой стороне, но цветовая гамма выдержана в одном стиле. Видно, что дома коммерческие и за ними следят. В таком доме не отказался жить.
Дошли до парка Солнцева, то есть его части, которую было видно, когда мы были у главного входа. Здесь нет больших деревьев. Мамочки с колясками гуляют здесь. Кстати, пока мы шли — мы не встретили никаких тропинок, всегда шли по тротуару.
За парком дальше начинается частный сектор с покосившимися рубленными избами, вросшими в землю частично, либо это так было задумано изначально. Да, беднее, чем на соседней улице Гагарина, но вроде как и не основная. Газа (труб) не вижу, свет по старинке алюминиевыми проводами подводится. Избушки очень похожи на заброшенные, но тропинки от тротуара исхожены, значит, кто-то да приходит.
На другой стороне такой же частный сектор, но побогаче и видно, что люди там живут. Выглядят побогаче. Также там застраиваются пустующие территории различными зданиями под нужды города.
Гагарин мне напоминает Брянск в миниатюре, где районы разделены между собой частными секторами, а тут по одной улице может быть многоквартирный дом, потом несколько частных и снова многоквартирный. Пройдёшь так метров триста частного сектора и вновь оказываешься в многоэтажном и многоквартирном городе.
Ещё немного и мы будем на месте. Но как-то слишком просто дошли? Тут подул ветер и в глаз подруге что-то попало. Останавливаемся. Это произошло как раз напротив травмпункта. Осматриваю. В глаз попало берёзовое семечко. Аккуратно извлекаем и через метров сто стоит машина.
За город
Нагулявшись и даже слегка подмёрзнув, сели в машину. Посмотрев на часы, понял, что у нас много времени, но от объёма информации мысли потеряли свой стройный ход. Из зависания на вопросе: «Что делать дальше?» — вывела подруга.
— Помнишь, мы ещё в деревню хотели съездить?
— Помню, конечно! Сейчас сориентируемся и поедем! А ещё потом на контест-позицию заедем, если она в той стороне.
— Хорошо!
Интернет на телефоне, за исключением мессенджеров, перестал работать. До этого всё было, так как смотри карты, а тут — всё. Карту Смоленской области заранее на телефон не загрузил — зря, конечно. Косяк. Так что пришлось раздать со второго телефона себе интернет, чтобы оживить карту и навигацию. Через несколько минут знаю куда и как двигаться. Кстати, судя по карте, мы стояли неподалёку от морга больницы. За это время машина нагрелась.
Выехали из двора. Нам предстояло повернуть на тот самый круг, где уже сегодня чуть нарушил правила, и оставив памятник Гагарину по правую руку, продолжили движение по одноимённой улице в сторону противоположного выезда из города. А здесь город выглядит более современно, что ли? Больше новостроек, даже какие-то кафе есть, в которые не так страшно заходить, но всё это пролетает мимо. У нас другой путь, к тому же, подруга не хочет здесь есть, так как не видит ничего подходящего. Мне пока тоже не очень-то и хочется есть.
Пока ехали, она смотрела по сторонам, закрывая увиденным часть своих вопросов, поднятых ранее из детских воспоминаний. Так увидела, где находится рынок, точнее то, что осталось от него. На его месте теперь находится торговый центр с сетевыми продуктовыми магазинами, а также вещевой рыночный развал. Справа заметил дом-музей родителей Гагарина, а во дворе стоит его чёрная Волга. Даже издалека она привлекает к себе взгляд. Последний светофор, на котором уходим направо и по объездной едем до следующего большого поворота, выводящего к деревням. Формально мы выехали из города, а по факту видим, что город ещё растёт за границами объездных улиц. Недаром она носит название «Новая».
Повернув на деревни, мы оставили город позади. Меня просят не ехать быстро и предупреждают о плохой и извилистой дороге. Доехали до прудов, находящегося в стороне, но с дороги его было всё равно видно. Цвет у воды странный. Он насыщенно чёрный, несмотря на прозрачность воды. Ответ на этот вопрос найду позже, когда прочитаю, что здесь когда-то был асфальтобетонный завод, который в последствии сгорит, а мазут стёк в воду. Судя по по следам жизнедеятельности людей, это никому не мешает здесь устраивать, как минимум, пикники и, вероятно, даже купаться. Честно говоря, желания лезть в воду не было. В очередной раз жалею, что день такой хмурый, а то получились отличные фотографии. Так только походили, постояли молча, посмотрели. Надо двигаться дальше — до цели.
Въехали в очередную деревню. Как она предупреждала, дорога очень извилистая с закрытыми поворотами, но асфальт везде есть, пусть и не новый, но увиливать от ям не приходится. Деревня длинная и со своей историей, о которой мне тоже поведали в поездке. Про себя отмечаю, что здесь расстояния такие, что до города на велосипеде можно доехать без проблем за полчаса. Мне в своём посёлке о таком только мечтать можно (до города расстояние в два раза больше).
Доехали до края деревни и дорога кончилась… точнее кончился асфальт.
Деревня детства
Давным-давно в одной из книжек, которая очень похожа на повествование историй Дона Хуана, прочитал про «берег сокровищ». Этот берег должен быть скрыт от глаз других людей, чтобы не оставили свой грязный след ненароком. Это не лишено смысла, несмотря на то, что это всего лишь метафора. Просто такие «берега» нельзя увидеть не будучи посвящённым в это человеком. Тут больше о смысле, которым мы наделяем такие места и вещи. Такие места есть у каждого человека и он сможет вернуться туда, если захочет.
Вот теперь я стал «посвящённым». Сюда сейчас едем. По мере приближения ощущаю её беспокойство. На этот «берег» мне дозволено ступить. Чем ближе, тем больше вижу глазами той девочки-пацанки, проводившей здесь каждое лето: лазая по деревьям, катаясь на велосипедах, ночные вылазки к костру со знакомыми и друзьями. Конечно, не вижу всего, что тут было, но общие черты и смыслы мне понятны. Прекрасно помню, как это было у тётки на даче.
Будь я тут без неё, то для меня это был всего лишь бы очередной пункт, а так — целое событие и большая история. В этом заключается смысл «берега сокровищ».
Повествование закончилось на том, что мы выехав из деревни, упёрлись в грунтовую дорогу.
— Мы туда не доедем! Остановись здесь!
— Почему не доедем? Дорога хорошая. Ехать можно.
— Точно? Мы сможем развернуться, если дальше не проедем? А что там у моста?
— Доедем — узнаем. Трудностей никаких не вижу.
Мы всё дальше удалялись от деревни и асфальта. Дорога, как говорил, хорошая. Видимо, грейдерами катали, как зимник. Она оказалась очень широкой. Смотря в зеркала по привычке, не видел за собой клубов пыли. Может, это дождь, что был раньше, прибил пыль, а может так хорошо укатана. По качеству данная грунтовка превосходит наши поселковые дороги до дачи. Даже не трясёт!
Она зависла в неопределённости между страхом от того, что может увидеть, и желанием поближе и получше рассмотреть. Со своей стороны не вижу никакого риска, поэтому осторожно подталкиваю в этом направлении. Она не разочаруется в этом.
Судя по очень быстрой смене тем разговора, подруга металась между своими мыслями, успевая кратко изложить мне всё, что тут было раньше, и подготовиться ко встрече с неизбежным. Чтобы вывести её из этого всё ускоряющегося потока мыслей, просто взял за руку. Не бойся! Я тут с тобой! Она прекрасна в таком состоянии, но лучше успокоить.
— Вон там! Слева! Видишь? Там был мост, который обвалился. Я рассказывала тебе про него давно. Судя по всему, его так и не восстановили. Трава примята, но вряд ли туда кто-то ездил часто.
Поворачиваю голову налево и ничего, кроме травы не вижу. За ней явно никакого движения дальше не было. Может, рыбаки приезжали, а может кто ещё. На том берегу вдали что-то белое, как стела виднеется, но она не может точно сказать, что это.
Медленно подъехали к мосту, ведущему к их деревне. Перед ним встретил светофор реверсивного движения, так как один из пролётов был демонтирован. Нам горел красный свет, но, оценив ситуацию, решил не останавливаться и проехать. Машин вокруг нет, кроме машин ремонтников, которые что-то делают внизу.
Пролёт оказался очень узким. Надо было ещё не наехать на удлинитель, питающий светофор. После проезда моста, ехал под управлением штурмана. Мне тут всё едино куда ехать, а ей — нет.
— Сейчас направо и едем до деревни. В ней снизь скорость, надо осмотреться.
— Хорошо.
До деревни такой же «грейдер». Не асфальт, конечно, но и маневрировать не нужно, уворачиваясь от ям. Через пару минут въезжали в её деревню. Дорога стала резко хуже, но всё равно можно проехать. Скорость снизил до скорости пешехода.
Она извертелась вся. Смотрит во все стороны и не верит тому, что попала сюда. Её состояние можно понять. В последний раз здесь была в подростковом возрасте, но точных дат назвать за давностью лет не может. После пыталась доехать, но не смогла (об этом писал выше).
— Здесь дорога уходит к речке, куда мы ходили, — обратила моё внимание, показывая направо.
В том направлении увидел дорогу шириной в одну колею между участками. Проехать там смогу без труда.
Мы продолжили движение прямо и доехали до конца деревни. За деревней дорога становилась накатанной колеёй в одну машину. Ехать дальше смысла нет, поэтому разворачиваемся. И едем ещё медленнее обратно, вглядываясь в дома. Не доезжая этого поворота слышу:
— Вот! Вот здесь был наш дом!
— Точно?
— Да, вот здесь! Дальше поворот к речке, куда мы ходили, она как раз за нашим участком была.
Проезжаю заброшенный участок, поворачиваю на дорогу к речке. В голосе ощущается эмоциональность:
— А ты точно тут сможешь развернуться?
— Если что, и задним ходом выйду. Не беспокойся. Смотри внимательнее по сторонам!
Дорога обогнула заброшенный участок и дальше была лужайка-газон-дорога, где всё, с её слов, изменилось, добавились новые участки. Здесь и развернулся. Делаю остановку. Надо осмотреться.
Остановились напротив «их» участка. Немного перекрыл собой дорогу, но кто тут поедет? Осматриваюсь. Нахожу, что это немного напоминает деревню у тётки под Рязанью. Особенно овраг, где когда-то был прудик. Точно такой же овражек и здесь. Постройки здесь плюс-минус такие же: рядом с нормальным домом могло быть что-то неухоженное, что лень разбирать. Вот так и здесь: заброшенный участок с покосившимся погребом находится рядом с «их».
— Я схожу до речки? Посмотрю, что там.
— Конечно, сходи! — говорю я, а про себя думаю: ведь за этим и ехали сюда!
— А в этот овраг, у которого стоим, всегда мусор кидали. Видишь, ничего так и не изменилось.
Пока она отошла, я достал фотоаппарат и сделал несколько снимков. В этот момент меня увидела хозяйка «их» участка, которая заходила через калитку между заброшенным участком. Мы друг другу кивнули головой в знак приветствия. Подруга ушла далеко.
Через пару минут открылась калитка с нашей стороны и ко мне вышел мужчина. Понимая момент, решил, что сейчас эту встречу надо устроить, так как хозяева контактные, а подруга не в жизнь не попыталась с ними заговорить. Она как уже возвращалась…
— Добрый день! А это был «её» участок, — указывая на подругу. Мужчина сразу не понял.
— Так мы тут уже давно. Двадцать шесть лет! — ответил он.
— Я знаю. Вот, мимо проезжали, решили заехать и посмотреть на то, как всё здесь изменилось.
Дальше подошли хозяйка и подруга. Они стояли и вместе вспоминали как давно всё это было. Хозяйка, перечисляя поколение бабушек и родителей подруги, вспомнила и её. Встреча была неожиданностью для всех и выдалась несколько сентиментальной. Они перешли на свою волну, с рассказами про друзей и подруг, бабушек и дедушек, которые здесь так и живут. Нас позвали внутрь посмотреть на изменения. Здесь больше нет огромного сада и грядок осталось немного. Всё перестроилось. Дом снесён, а рядом построен новый (поэтому она не смогла сразу найти участок). В огороде, разве что яблони помнят её. Они остались с тех времён, когда продавали дачу.
Если бы было больше времени у нас всех, то задержались ещё на часок другой, но у нас этого времени не было. Поэтому прощаемся с хозяевами и благодарим их за эту экскурсию по участку и подробный рассказ об изменениях. Вначале они нас приняли за покупателей соседнего участка.
Такой «берег сокровищ» у подруги. С одной стороны, это ничего ни для кого не значит в масштабах мира, а с другой — мне оказано большое доверие, которое нельзя подорвать. Детские воспоминания побежали из её уст, но уже более упорядочено и заполнили салон автомобиля. Из деревни мы выезжали на минимальной скорости, чтобы получше разглядеть и запомнить. Когда она сюда ещё вернётся? Хотя точно знаю, мы сюда вернёмся!
Пока ехали к мосту, она рассказывала, как на велосипедах ездили в соседнее село в магазин (здесь не было и нет никаких магазинов), чтобы купить хлеб или что-то ещё домой, а также иногда ездили в баню мыться.
У меня было совсем другое детство. Меня возили по деревням, иногда оставляли там, но на всё лето никогда не вывозили. Максимум, на неделю-две оставляли: то у деда, то у тётки под Рязанью. Будучи старше, часто гостили у тётки на даче, где на велосипеде постоянно катался: то просто так, а то по делам: за хлебом или ещё чем-то до станции. В этом есть что-то похожее.
Мы всё дальше отъезжаем от деревни. Пересекли мост и въехали на асфальт, но мы ещё не домой. Есть тут пару мест, на которые стоит посмотреть пока светло.
Контест-позиция
Снова оказавшись на асфальте, глянул в навигатор, чтобы понять куда нам двигаться дальше. Контест-позиция находится где-то за Ашково. Это я помню, но где точно — забыл. Помню, что в интернете всё это было. Возвращаемся по Новой до улицы Гагарина и поворачиваем на светофоре направо. В сторону Карманово. Доехав до монумента колхоз имени Пушкина, делаем остановку. там находится Ашковский карьер. Отсюда открывается хороший вид. Воды здесь очень много. Попутчица рассказывает, что сюда через разрушенный мост катались с друзьями на велосипедах и купались.
Воды в этом году здесь не так много, это видно по Гжати и её притокам. Нынешние хозяева дачи рассказывали нам, что реки разливаются и выходят из берегов по весне, а сейчас сухо. Очень сухо. Сделав несколько фотографий сверху карьера, едем дальше, но вначале заехали в само село.
Внутри Ашкова просторно и чисто, даже асфальт везде есть неплохой. Чем ближе к краю села, тем дома солиднее и интереснее. Поближе удалось рассмотреть мемориал памяти павших бойцов ВОВ. Его мы видели с другого берега (тот самый белый). Я ещё удивлялся, что за стела такая большая на той стороне?
И снова едем дальше в область. В Пречистом увидели заброшенную усадьбу Голицыных-Муромцевых. Сегодня на неё не хватит сил. Разве пару фотографий сделать, а так сюда стоит приехать.
Едем дальше, но, честно говоря, уже не понимаю: стоит ли ехать дальше или пора разворачиваться, так как сбились с пути? Доехали до поворота на Клушино (родное село Юрия Гагарина), но антенн всё не вижу. Разворачиваемся! Нет смысла искать дальше впустую.
На обратном пути встали возле усадьбы и попробовал ещё раз поискать в интернете. Через пять минут поиска точку нашёл. Мы до неё не доехали! Разворачиваемся вновь и едем обратно. Через пятнадцать минут с обочины фотографировал антенное поле. Подруге это неинтересно, но мне хотелось запечатлеть это место.
Всё! Все цели поездки достигнуты!
В сторону столицы. Можайск
Делаю последние кадры и сажусь в машину. На улице уже неприятно. Поднялся ветер и что-то мелкое начинает накрапывать. Ещё и кушать хочется. Решили не рисковать здоровьем и не есть в Гагарине (места какие-то странные и стрёмные), поэтому едем до первой нормальной точки общепита в Можайске. До дома на пустой желудок ехать тяжеловато.
Вновь въезжаем в Гагарин и едем по улице Гагарина. Буквально пару часов назад здесь проходили пешком по центру города, а справа остаются железнодорожный вокзал и автобусная станция, едем к выезду на круг и после него на эстакаду, где прощаемся с городом, уходя на трассу до Минского шоссе.
Пересекая границу Московской области дождь усилился. Нам повезло, несмотря на ветренную и ненастную погоду, под дождь мы нигде не попали. Дорога летит быстро и приходится сверяться с навигатором, чтобы свернуть в нужном месте.
Сворачиваем на Уваровку и дальше едем в сторону Бородино. Странно, но в этом году мы здесь — частые гости: и приезжаем, и так, проездом. Пока проезжали, даже шутили над этим. Даже вспомнил, что этой зимой хотели приехать сюда. Только что зимой тут делать?
Можайск встречает плакатами в поддержку бойцов, задействованных в войне, а у администрации вообще расставлены буквы-символы. В сравнении с Москвой, здесь агитация и пропаганда сильнее выражена, но у нас к ней иммунитет.
Сворачиваем в переулок перед торговым центром, где паркуемся. В прошлый раз (в поездку на Бородино) из-за коронавирусных ограничений здесь перекусить не смогли. Зал был закрыт и нам пришлось уехать голодными.
Подруга разводит суету. Ей бы суетологом быть, который вечно чего-то боится. Мол, людей там будет много внутри, сесть не сможем. Спокойно предложил просто зайти, а там уж оценить: оставаться внутри или идти в машину. Людей в такую погоду почти не было. Получив заказ, спокойно разместились в уголке, неспеша пережёвывая и делясь впечатлениями о сегодняшней поездке. Спешить нам никуда не хотелось.
Путь домой
Выходя из торгового центра, чуть не попал под обстрел птиц, сидящих на карнизе. Это, говорят, к удаче, но что-то такой удачи сейчас совсем не хочется. Дождь на улице припустил хорошо, да и начало смеркаться. Это не лучшая погода для езды, но, думаю, без проблем доедем. К тому же мы сыты и это уже не проблема для обоих.
Удивительно, направления в Можайске запомнил хорошо, но названий улиц не знаю. Здесь был несколько раз, в том числе и с ней. Может из-за того, что городок маленький и иным способом отсюда выбраться нельзя? Подруга удивилась, что я еду по встречной полосе, но потом сообразила, что эта дорога с односторонним движением. Проехали под железнодорожным мостом и направились к тому перекрёстку, где утром поворачивали на Минское шоссе по пути в Гагарин.
Обратно ехать тем же путём не хотелось. Этому способствовала и погода. Лучше ехать в общем потоке по широкой дороге, чем с одной полосой в каждую сторону. Поэтому через Верею проедем как-нибудь в другой раз.
Повернули на Минское шоссе в сторону Москвы и начнётся рутинное движение в потоке. Иногда встречались фонари освещения, но чаще без них. Никто не спешит и не гонит, так как дорога мокрая и ничего не видно. Движение решил продолжить по платному участку, так как усталость давала о себе знать. Иногда подруга играет в наивного ребёнка и почемучку:
— А ты говорил, что не устал.
— Устал, но не до такой степени, чтобы не ехать вообще.
— А чего тогда по платке?
— Так проще и быстрее сейчас.
Платный участок хорош ещё тем, что он прямой и пока здесь нет камер, поэтому можно держать крейсерскую скорость выше разрешённой. Отметил, что на бесплатном участке был какой-то затор. Минут за двадцать долетели до съезда на ЦКАД и свернули туда. Движение дальше рабочее, что странно, обычно вечером тут можно постоять. Хорошо.
Завёз подругу и поехал до себя. Дорога прямая и все мели давно изучены. Через полчаса припарковался во дворе и пошёл домой. Дождь припустил конкретно. День на сегодня завершился. Хочется отдыхать. Этой поездкой абсолютно доволен!
Завтра всё накроет циклоном и целый день будет поливать дождь как из ведра.
Заметки на полях
Чтобы не разрывать повествование, решил вынести отдельно некоторые моменты и свои рассуждения. Не упомянуть о них не могу. Они появились после поездки в момент написания этого текста.
Названия улиц
Для начала нужно привязаться к существующим координатам. Открыл карту и просто удивился. Поймал себя на том, что никуда и не ездил, а переместился в прошлое. Названия улиц пересекаются с родными московскими. Хотя чему удивляться? Если и в Одинцове в центре улицы перекликаются с теми, что в Кунцеве.
К примеру, мы припарковались на улице Петра Алексеева. На остановку с таким же названием в Кунцеве иногда приезжал на сто третьем автобусе в техникум. А ещё от неё было хорошо ходить до стадиона «Текстильщик» на пары физкультуры. Пусть остановка была чуть дальше, но пара минут ничего не решали, а вот от следующей остановки идти было значительно дальше до стадиона и нужно было перейти два перехода, вместо одного. Сейчас от стадиона ничего не осталось. На его месте построили жилой комплекс, равно как и за ним застраивают долину реки Сетуньки.
Когда искали набережную, перейдя на сторону красной площади и памятника Юрию Гагарину, мы шли и не знали, что шли по улице Двадцати шести бакинских комиссаров. Родной Юго-Запад! Где у библиотеки не одна бутылка пива была выпита. Любовь к этим персонажам объясняется тем, что Солнцев, входивший в их число, был уроженцем Гжатска (старое название города). Кстати, район Солнцево в Москве не в его честь — и это точно, хотя вначале думал так.
По улице Строителей возвращались от вокзала до машины. Как только увидел название улицы, так сразу вспомнил адрес центрального радиоклуба в Москве. Он там был когда-то и это время ещё успел застать, сдать КДК и получить позывной. Да и просто туда ходил, чтобы пообщаться с такими же радиолюбителями.
В Гагарине увековечили имена активистов и ударников стройки города названиями улиц. К примеру, Бориса Бахтина, но в Москве такой улицы не припомню.
Вне времени
Долго думал, как лучше написать. Гуляя по улицам, задавался вопросом: на что похож город Гагарин? Есть ли ощущение того, что он существует вне времени?
Выше писал, мне Гагарин показался сильно похож на Брянск в миниатюре. Хотя за пролетевшие двадцать с лишним лет, вероятно, не осталось никакого сходства. Соседство частного сектора и жилых многоэтажек очень сильно перекликается.
Город застыл в разных эпохах: от сороковых до нулевых годов этого века. Приезжая сюда, вы не увидите модерновых зданий. Увидите город, который живёт по своему летоисчислению. Он никуда не спешит, довольно опрятен и чист, но если убрать автомобили с улиц, то определить какой год будет сложной задачей. Эпохи перемешались между собой, дополнив и разбавив принадлежность к какому-либо времени. Постепенное обновление архитектурного облика города видно, но оно идёт очень медленно.
Городок небольшой. Думаю, будь у нас времени чуточку больше, мы смогли его обойти вдоль и поперёк меньше чем за пять часов.
Послесловие
Поездка без сомнений удалась! Несмотря на отсутствие каких-то чётких планов (хотя крупными мазками были нанесены: город, пригород и контест-позиция), нам удалось получить от поездки больше, чем ожидали. Мы смогли доехать до деревни и даже пообщаться с нынешними хозяевами дачи, посмотреть как изменился участок внутри. Думаю, что подруге было очень интересно путешествие во времени.
Сразу после поездки набросал объёмную «рыбу» текста, так как впечатлений за поездку набралось много, несмотря на то, что длилась она несколько часов. Да так и оставил рыбу, дать впечатлениям настояться. Обрастать «мясом» скелет «рыбы» начал ближе к ноябрю. Что-то писалось очень быстро и легко, что-то — тяжелее.
С фотографиями разобрался к концу ноября. Во-первых, в работе у меня были другие фотографии. Во-вторых, их объём пугал меня. В-третьих, решил не торопить события, а разобраться с фотографиями из других поездок и прогулок, которых в этом году было много.
Пока разбирал фотографии и писал текст, задумался над тем, что очень давно никуда не ездил далеко: ни один, ни в месте с ней. Как появилась дача, все дальние поездки «заземлились» в неё. Теперь лучшее место, куда можно поехать — сюда: тут и мангал, и вообще хорошо. Последняя дальняя поездка была в две тысячи пятнадцатом году — на Грушинский фестиваль.
На пути в Гагарин, при пересечении границы областей, оператор связи не прислал СМС подруге о приятном путешествии. Пришлось мне самостоятельно поздравить её с этим. Безусловно, в шутку. В этом году мы выезжаем за пределы Московской области во второй раз. Первый раз мы ездили в Боровск. Поездка была случайной, но там нам понравилось.
После поездки подруга мне как-то напишет:
— Зря мы ездили в Гагарин…
— Почему?
— Теперь не отпускает и хочется вернуться.
— Съездим как-нибудь ещё?
— Да!..
На этот счёт не строю никаких планов. Поживём — увидим. Безусловно, если поедем, то в хорошую погоду. Но и в такой погоде, как сегодня, есть своё очарование, но немного не то, чего хотелось.
Из этой поездки, несмотря на то, что на трассе местами ехали очень быстро, не привёз ни одного штрафа!
Публикации
- Исток Москвы-реки (8.12.2022)
- Гагарин. По центру. Часть 1 (9.12.2022)
- Гагарин. По центру. Часть 2 (10.12.2022)
- Гагарин. По центру. Часть 3 (11.12.2022)
- Гагарин. К вокзалу. Часть 1 (12.12.2022)
- Гагарин. К вокзалу. Часть 2 (13.12.2022)
- Гагарин. У вокзала. Часть 1 (15.12.2022)
- Гагарин. У вокзала. Часть 2 (16.12.2022)
- Гагарин. Обратный путь. Часть 1 (18.12.2022)
- Гагарин. Обратный путь. Часть 2 (19.12.2022)
- Гагарин. Обратный путь. Часть 3 (20.12.2022)
- Пруды и карьер (21.12.2022)
- Деревня детства (22.12.2022)
- Антенное поле (23.12.2022)
Поездка 13.09.2022
Опубликовано 29.12.2022