Перед тем, как начать писать об этом дневнике, пробежался по записям в блоге. Ведь помню, что когда-то писал о нём. Пусть немного, но это как-то отметилось здесь. Совсем немного. Небольшой анализ дан только в записи про далёкое прошлое, да и то не особо точный. Разбираясь в своём столе, вновь наткнулся на эту записную книжку. Что же, это повод её полистать, почитать и поделиться мыслями.
Первым и главным вопросом, который меня волновал, был: когда я начал вести дневник? Розовой ручкой на четвёртой странице проставлена дата «10.12.1993», то есть ровно тридцать один год назад. Мне всего лишь одиннадцать лет. На тот момент я учился в пятом классе и, по сути, был ещё ребёнком для которого весь мир был — родители и школа с одноклассниками. Социализация постепенно начиналась, но…
До четвёртой страницы записной книжки находилась минианкета или, как модно было тогда, опросник, а также телефонные номера одноклассников и друзей, записанных по фамилиям. Уже тогда проявлял скрупулёзность и чистоту в данных.
На самом деле мне было очень интересно вспомнить то, чем жил тогда давным-давно. Что меня тогда волновало и беспокоило больше всего? Можно ли получить из своих записей ответ? Попробую разобраться и дать ответ на эти вопросы. Листая записную книжку, нахожу, что записи в ней писал будто бы совсем другой человек, а не я.
Мой старый почерк для меня вполне различим и сейчас. Не каллиграфический, но вполне сносно читаемый. А вот пассажи на английском или французском языках мне не особо понятны из-за ошибок в словах. Для их понимания нужны какие-то ключи, которых у меня нет. Да и фиг бы с ним.
Дневник охватывает пять с половиной лет моей жизни (с декабря девяносто третьего по апрель девяносто девятого). Или мне кажется, что как-то охватывает, так как многое приходится вспоминать дополнительно. В том нежном возрасте я не задумывался над вопросом о том, что через несколько лет или десятилетий он (дневник) вновь попадётся мне на глаза и мне будет интересно его прочесть, но большую часть изложенного просто не пойму, из-за того, что не разворачивал ответ.
Пять с половиной лет уместились на пятидесяти четырёх страничках формата А6. Писал очень редко и по чуть-чуть, когда просто хотелось написать: о чём или ни о чём. Это на первых порах было какое-то желание писать, а потом станет не до этого.
Проблематика и темы, поднимаемые в записях, разнообразны, но по большей части можно выделить основные направления: учёба, друзья, безответная любовь, отношения в семье, и какие-то внешние факторы и потрясения. Письмо для меня тогда стало тем, чем-то неосознанным, дающим выход эмоциям наружу. К некоторой осознанности этого приду несколько позже. Записи будут элементом саморефлексии и позволят пережить всё, что со мной будет происходить на жизненном пути.
В дневнике выделил два основных периода: детство и юношество. Наверное, если бы писал чаще, то этот переход или, как его назвал, перелом, сгладился и был менее заметным, но сейчас разницу в мыслях видно невооружённым взглядом, хотя критичности восприятия не хватало.
В завершении позволю себе немного поразмышлять над написанным в дневнике, некоторые моменты из моей той жизни сейчас кажутся, как минимум, странными, но не из-за того, что вырос из этого, а из-за того, что это и тогда было странным.
Детство
Дневник начинается с того, что я делюсь своими оценками, полученными в школе. В отличие от техники чтения, которую мы сдавали завучу, предмет «история» для меня был чем-то ужасным. После начальной школы, где отучился четыре года, переход в среднюю школу, когда разные предметы ведут разные преподаватели стали для меня шоком (не только для меня, конечно), поэтому оценки двинулись по наклонной вниз.
Историю у нас вела молодая и бойкая учительница. Наверное, она пришла только после института. На уроках иногда нам рассказывала интересные случаи из своей жизни и наблюдениях в области, относящейся не к истории, а скорее к социальной психологии и тому времени: серости, бандитизма, воровства и бедности. Стоя на паперти можно было получить за день больше, чем за месяц, обучая вас. Она при этом была строга по части оценки знаний своего предмета — истории. Не без приколов с ней было, конечно. К примеру, треть потока пятиклассников в четверти получали двойку. Меня эта чаша как-то миновала, так как хоть что-то, но учил, но побывать на этой пересдаче по чистой случайности мне удастся. Об этом уже написано. Однако, всё равно тройка по истории была в четверти, что в первой, что во второй.
С остальными предметами особых сложностей у меня не было. Технический склад ума, наличие банальной логики, давали понимание, как и что делать в заданных примерах по математике. Удивлён, что по литературе была высокая оценка у меня. По французскому оценка была высшей по некоторым причинам. Во-первых, учительница была такой же утончённой и лёгкой, как француженка, всегда мило, а не надменно улыбалась, как некоторые учителя. Поправляла точно также мягко и тактично, выслушивая и рассказывая уже после после, в чём ты ошибся. Во-вторых, она умела заинтересовать своим предметом — французским. Туда шли с радостью.
Наличие троек в четверти очень не нравилось матери. Отец всегда к этому как-то просто относился, но мать заставляла учиться лучше, но как-то своеобразно: «Если ты раньше был хорошистом, то и сейчас надо быть таким; подтягивай себя к хорошим оценкам.» Мне было по барабану до этих цифр-отметок. Честолюбие — не мой конёк. Я больше переживал за реакцию матери.
Реакция была не всегда адекватной и понятной мне. Со скандалами пыталась мне объяснить, что мои оценки — моя заслуга и мне нужно стараться получить лучшую оценку, а не пенять на обстоятельства и на других. У них своя голова на плечах есть. С одной стороны, это — понятно, а с другой — к чему поток ругани, которая не бодрит и не мотивирует совершенно?
О том, что происходило в школе, мной написано очень мало. Будто там ничего и не происходило, а лишь приходил туда, сидел на уроках и уходил обратно домой. Отчасти это так, но, всё равно, приколов разных было много, которые видел лично или узнавал от одноклассников. Только в дневнике за всё время этому посвящена лишь одна небольшая запись. Странно. Любил ли я учиться? Во вторую смену — любил, а в первую — вставать рано. Историю в будущем всё-таки подтяну до четвёрки.
Через два дня, после того как я завёл этот дневник, ходили с отцом мы ходили на выборы. Именно тогда мы голосовали за «да-да-нет-да». В фойе здания, где проходили выборы, была возможность что-нибудь этакое съесть на фуршете. Хоть и за деньги, но вроде дешевле и вкусно. Мы не были искушены тогда в части сладкого и разнообразных блюд. На голосование ходили в ВШПД (АТиСО).
Дневник наполнен чуть переделанными джинглами «М-радио», которое постоянно слушал. Это было лучшее радио в нижнем УКВ-диапазоне (верхнего у меня не было) и считалось модерновым. Слушать было больше нечего. Всё прогрессивное было на верхнем УКВ-диапазоне, только слушать было не на чем. Встречаются и слова из разных песен (преимущественно зарубежных).
Благодаря магнитоле и её возможности записи с радиоприёмника и с микрофона одновременно, можно было создать иллюзию того, что ты вместе с диджеями находишься в одной студии. По крайней мере, другие в это верили. Чего только не придумаешь, когда заняться нечем!
Хотя, если подумать, то можно вспомнить о том, что был у меня ещё компьютер, аналог Sinclair — ZX Spectrum, игры на который загружались с магнитофона. Он очень не любил, когда включался компрессор холодильника (из-за чего был резкий всплеск напряжения), поэтому приходилось выключать на то время, пока я играл. Ещё нужно было учитывать, что телевизор тогда был один, поэтому не всегда была возможность поиграть. Чуть позже, в девяносто пятом, появится Sega c картриджами, которой будет всё равно до включения холодильника.
Про друзей и одноклассников мной написано очень скупо. По сути, ничего даже не написано, кроме пары эпизодов, общим объёмом в десять предложений. Общался в основном только с теми, кто жил рядом, как с одноклассниками, так с друзьями по двору. Вместе играли в снежки, строили крепости, катались с горки зимой, лазали по деревьям, а летом бегали в футбол, резались в настольный теннис на той же площадке да катались на велосипедах.
Мишка жил в квартире у бабушки с дедушкой вместе со своими родителями на третьем соседней пятиэтажке. Его отец, Игорь, занимался машинами в свободное время во дворе. Так через него и познакомились. Я тоже пытался помогать ему ремонте, но получалось сил было маловато. С ними частенько куда-либо ездил по Москве на машине в разные места и на разные мероприятия. Ездить мне с ними нравилось. Помню как-то даже на «гонках на выживание» были, проводившиеся в Крылатском. Даже как-то через забор сигали, чтобы увидеть всё вблизи.
Серёга жил под Мишкой. Как мы с ним познакомились — не помню. Помню, что он до этого там не жил, а переехал откуда-то. У его отца был ИЖ «Каблук» без крыши фургона сверху. В нём мы часто сидели и играли, если он никуда не уезжал. Он занимался танцами. Не очень хотел, но родители заставляли.
Одноклассник Димка жил на последнем этаже двенадцатиэтажки напротив моего дома. В наш класс он пришёл на второй год обучения. Так и подружились, так как жили совсем рядом. Плюс по учёбе друг другу помогали.
Другой мой одноклассник — Саша, жил дальше всех друзей, но это не мешало нам общаться тогда. Частенько родители меня «вылавливали» именно у него в квартире, где мы заигрывались и я просто терял счёт времени. Для своего возраста рисовал он очень хорошо. Правда, вредные привычки его до добра не доведут.
Читая старые записи, нахожу что некоторые из них написаны и адресованы как бы не себе, а кому-то. Кому — не секрет. Написаны или посвящены они моей любви того времени, но прочтёт ли она эти записи когда-нибудь? Риторический вопрос. Иногда даже кажется, что неявно использовал это как литературный приём, меняя будничное повествование на обращение.
Кто она? Девочка, которая сидела со мной в первом классе за одной партой. Жила она в соседнем доме, соответственно, мы общались и во время учёбы и после неё по дороге домой (да-да, нас в то время никто не встречал), мы просто шли домой вместе. Наши родители были рады, что мы вместе пойдём в один класс. так как хоть кто-то будет знакомый в классе. Звали её Катей Л. Что же меня так в ней привлекало тогда? Не знаю. Наверное, мы все любим что-то не очень доступное и невозможное. Вот и выражал в дневнике к ней свою любовь. Делился ли с кем-то ещё этим? Да, делился, но совсем немного.
После первого класса она уйдёт из нашей школы и вообще переедет в другой район с родителями и сестрой. Здесь у неё останется жить бабушка, поэтому сюда иногда приезжала она вместе со всеми. Редкие встречи мне очень нравились. Они хорошо запоминались и часто или почти всегда фиксировались в дневнике, в том числе рассказывал о том, что делали. Гуляли ли мы вместе наедине или говорили о чём-то серьёзном? Нет, но это явно любовь! Это было безответным чувством и, думаю, она и не знала об этом ровным счётом ничего. Впрочем, её подруга, которая осталась здесь и жила на этаже наискосок от Мишки, иногда озвучивала при всех то, чего сам боялся озвучить.
Мои родители были против животных в квартире. Ведь можно уехать, а оставить их не на кого. Поэтому ни о какой кошке, собаке — речи не шло. Не хотели даже слышать. Однако, согласились на хомяка, который прожил у нас чуть больше двух лет. Мелкий и неприхотливый джунгарик, бегавший по всей квартире. Он в паре записей появляется, где я рассказываю о том, что он иной раз бесится.
Летом в Москве двор пустел. Почти все мои друзья разъезжались по деревням, которые находились далеко. У Серёги — где-то под Тамбовом, у Димки — под Торжком, Миха — тоже уезжал к себе в Ильинский (совсем недалеко от Москвы). Родители меня с собой тоже вывозили в турне по родственникам, только меня чаще оставляли одного у маминой тётки или деда в деревнях. В обоих деревнях мне было вроде и хорошо, но скучно. Отсутствие нормальных бытовых условий несколько меня напрягали: ни толком туалета, ни ванны. В отличие от друзей, поездки в Рязань и Рязанскую область были не на всё лето, а максимум на пару недель. И они мне даже нравились, хоть и были скучноваты.
В деревне, где жила тётка, можно было дойти до пруда, где разводили рыбу. Там мы постоянно купались летом в жару, под наблюдением взрослых. Да и частенько загорали на песчаной отмели. Вдоль этого пруда ходили до остановки в соседней деревне — в Варских — откуда можно было добраться до Рязани за полчаса. Автобусы ходили часто, в отличие от деревни деда, куда и ехать долго, и битком всегда, и ходил он три раза в день с другого автовокзала, куда было не так просто добраться.
Вот в деревне у тётки мне как-то подарили маленького щенка. Пол установили сразу: «мальчик». Он был метисом с примесью овчарки и очень интересно у него стояли уши. Однако, завести собаку было мне не суждено. Щенок, которого назвал «Дигом», попадёт под машину. На следующий день мы его предали земле где-то заднем дворе. По возвращении в Москву узнал, что и хомяк «почил в Бозе». Что за лето девяносто четвёртого?!
В девяносто пятом году вместе с ребятами ходили мыть машины. Моек тогда не было толком, а услуга была вполне востребованной. Можно было немножко подзаработать на всякие разности. Правда, не так уж и долго проработаем, так как начнут разгонять. Откуда брали воду для мытья? Были такие колонки с водой, где заливали поливалки, вот там и брали воду. Этого хватало. Какое-то время мыли стёкла на перекрёстках, но и это загнётся быстро. Хоть копейки, но всё же свои.
Писал и о болезнях. Правда, болел только простудой, в основном, но иной раз с температурой. Дома болеть было скучно, так как из развлечений был телевизор, приёмник да приставка. Ещё по вечерам звонил одноклассникам, спрашивал о том, что задавали, чтобы самому не выпадать из школьной программы.
Про школу в детстве есть ещё одна запись, где рассказываю про наш дружный 6 «Б» класс, который был за друг друга горой и мне в нём нравилось учиться. Мы тогда были классными! Ни до этого, ни после — ничего такого не помню.
Была и внешкольная нагрузка от школы. В седьмом классе мы собирали всей школой макулатуру. Зачем и почему это делалось — не помню, но помню азарт, с которым мы ходили по подъездам (кодовых замков старых уже не было, а домофоны ещё не поставили) и «колядовали» макулатуру. Многие жители делились ей без каких-либо проблем. В результате я собрал двадцать восемь килограмм.
Немного в дневнике написано про гостей, так как они у нас были редки. Знакомые родителей, что жили в Москве, то заезжали на пару часов, родня из Рязани — на два-три дня могла приехать. В основном ездили дядя Юра, да мамина сестра со старшим сыном (моим двоюродным братом), иногда приезжал и дядя Вова (брат тётки из деревни).
Музыкальные предпочтения в том возрасте у меня были, скажем так, не до конца сформированными. Мне было почти всё равно до того, что слушать. Нравилось очень многое из того, что крутили по радио, а там и рок был, и танцевальная поп-музыка. Вторая преобладала.
Планы на ближайшие восемнадцать лет также раскрываются в этом периоде. Одна из страниц записной книжки была посвящена представлениям о взрослой жизни, учёбе и карьере. Безусловно, эти представления были на уровне детского сознания одиннадцатилетнего ребёнка, смотрящего по сторонам и видящего, где можно заработать больше. Если кратко, то учиться до одиннадцатого, отслужить в армии и дальше как получится. Причём, как-то не очень складно и логично там получалось. Ведь и в силовики хотелось, и денег заработать побольше. В детском мозгу это прекрасно уживалось.
Моя беззаботная жизнь нарушалась лишь учёбой и домашними конфликтами, стычками с матерью, которая хотела из меня вырастить «нормального» человека, требуя от меня всё больше и больше, но не давая самостоятельности в делах и ошибках. Учиться я лучше так и не стал. Болтался где-то посередине рейтинга класса, не видя особого смысла в том, чтобы получать оценки выше.
А тут снова наступила зима: прогулки с друзьями, снежки, катания на санках и прочие радости, которыми нас одаривает зимняя пора. Очередные выборы, на которые мы ходили всей семьёй. Кого мы выбирали уже и не помню. Скорее всего, депутатов в Госдуму, так как это был конец девяносто пятого года. И следующая запись уточняет. Это было так. Голосовали мы за «Яблоко».
Перелом
Незаметно дневнику исполнилось два года. К тому моменту он в себе насчитывал тридцать одну страницу, одна из которых была целиком посвящена планированию своего будущего, о чём уже писал выше. Дело шло к новому девяносто шестому году. Как и прежде, писал в большей степени Кате Л., нежели чем самому себе. Радовался тому, что у неё будет очередной день рождения, на который, конечно же, не попаду (да и вообще не знал о том, где она жила, и это меня волновало мало) и поздравлял её с ним.
Наступил девяносто шестой год. В моей жизни что-то началось меняться. А что именно — мне было пока невдомёк. Со своей колокольни осознать мне это было сложно, но из редких записей исчезли упоминания о Кате Л. и моей любви к ней.
Писал о том, что приезжали гости; о том, что делал и чем занимался; что там у друзей — но писал явно самому себе. Каких-либо потрясений в моей жизни на тот момент не было. Однако, они скоро начнутся. Через пару страниц. Весной. Катя Л. будет позабыта на страницах дневника навсегда.
Таким, как был до «перелома», ты теперь не будешь. В твоей жизни начинается совсем другая эпоха. Готов ли ты к ней?
Юность
Моей юности в дневнике отданы все остальные страницы (чуть больше двадцати). Объём каждой записи «подрос», а вот их количество уменьшилось прилично. Они, как правило, включали в себя несколько разных историй или поводов, которые расписывал. Поэтому о юности написано всего ничего. Записи шли с интервалом в два-три месяца.
С середины весны девяносто шестого года начинаются изменения в моей жизни. Отчасти поменяется круг общения, куда начнут входить девчонки: как нынешние одноклассницы, так и бывшие. На велосипеде начну уезжать от дома всё дальше и дальше: то с Шуриком, то один. Путешествовать на двух колёсах по Москве было интересно.
Ещё один из моментов, из которого можно сделать вывод о том, что перешёл в другую эпоху, это интерес к противоположному полу. Если честно, то он совсем был не похож всё, что было раньше. Не скажу, что эмоции захватывали, но они были и толкали дальше вперёд. Так, майским вечером, вынес мусор и вернулся домой влюблённым в бывшую одноклассницу, которую встретил на спортивной площадке.
Одноклассницу звали Любой. Она пришла к нам во втором классе и проучилась до конца шестого, после чего перешла учиться в другую школу. Отношения у нас с ней как-то сложились сами. Она была немножко пацанкой и очень активной. Общаться с ней было легко. Помню, что даже на день рождения ко мне приходила во втором классе, а после очень часто будем сидеть за одной партой и друг друга подкалывать, помогать и защищать, но тогда вообще не смотрел на неё, как на девушку, а тут вдруг взял и разглядел.
Завертятся прогулки, встречи, часовые телефонные звонки, за которые получал втык от родителей, так как телефон у нас спаренный и соседям тоже надо было звонить. Вроде бы никакой парой и не были с ней, но страсти иной раз кипели с обоих сторон. Спустя несколько месяцев всё сойдёт на нет, но этот первый опыт был очень интересным. Несмотря на холодное лето девяносто шестого, оно стало весьма горячим в эмоциональном плане.
М-Радио «почит в Бозе», а так как у меня появился карманный приёмник, где был верхний УКВ диапазон, то стал слушать радио Максимум, которое вещало там. Из всех радиостанций оно было самым прорывным и молодёжным, то есть новинки здесь появлялись раньше.
У нас в кладовке возле шкафа был небольшой столик, на котором стоял старый осциллограф. Пользоваться им было много, но он был очень старым и нам уже не особо нужным. Как-то ко мне домой заходил Шурик, которому и предложили забрать данный тяжёлый прибор. Он согласился. Понесли мы его вдвоём, так как он был очень тяжёлым. На полпути нас остановил милицейский патруль на Land Rover и отвёз в отделение, где познакомился с детской комнатой милиции.
Эмоций было много от поездки на таком большом автомобиле. Жаль, что назад нас не отвезли, когда со всем этим недоразумением разобрались, но отец помог донести осциллограф до дома Шурика. В этот раз всё прошло без происшествий.
На какое-то время Шурика отправили к дальней родне в Иваново. Вроде как из-за того, что компания во дворе на него плохо влияла. Это было заметно: и курит, и, вероятно, пьёт. Мне до этого дела не было никакого, а вот то, что он уехал — печально. Через полгода он вернётся обратно к нам в класс.
Помимо кружков в школе, новая директриса задумала вывести наш поток на турслёт, который проходил в Ромашкове. Это немного не доезжая до Одинцова. Там когда-то был большой лес. Поехали почти все ребята из трёх классов со своими классными руководителями. Нам было подано три автобуса: обычные рейсовые Икарусы Z288, на которых мы за час добрались туда. Поход-привал был рассчитан на несколько часов, чтобы засветло вернуться назад к школе.
Из автобусов мы проследовали на опушку леса, где и расположились. Вроде были какие-то мероприятия, в них я не принимал участия, так как не хотел. Мне просто было интересно выбраться из школы куда-нибудь на природу. На костре готовили горячую воду, пили чай (а кое-кто хитрый и чего покрепче). Если не изменяет память, то и гитары тоже взяли. Романтика и молодость.
После расставания с Любой, не сказать, что активно общался с противоположным полом, но некоторые из них нравились, как из нашего класса, так и других, а также те, с кем пересекался в компаниях во дворах. Даже в дневнике написал, что делаю выбор между двумя одноклассницами. Делал ли я действительно выбор и кто знал о нём, кроме меня? Вот тут вопрос риторический! Нет!
Одному из моих главных хобби — радиосвязи, которое идёт со мной по жизни, уделено совсем немного места в дневнике. В основном только то, что мы установили рекорд дальности радиосвязи с балкона на балкон и то, что через какое-то время Мишка, как это было оговорено, купит радиостанции «Пилот». С ними радиосвязь между квартирами станет уверенной в любой точке. Приятно было сидеть за столом и отвечать, а не пытаться что-то поймать на балконе или прижиматься к окну. В последних записях буду рассказывать, что учусь телеграфу и стремлюсь стать радиолюбителем и получить лицензию третьей категории.
Музыкальные пристрастия претерпевают изменения под воздействием компаний, в которые был вхож. Если раньше мне нравилась электронная музыка больше, то сейчас мне более близок рок (который ошибочно называю рок-н-роллом). Это, в основном, русский рок и панк рок, появившееся на заре перестройки и активно развивавшиеся в девяностых годах. Иностранные исполнители тоже были по душе и их часто крутили в радиоэфире. Это и из-за того, что почти всё можно подобрать на гитаре, на которой немного выучился играть.
Факультативная активность в школе тоже есть. Раз в месяц-два устраивались вечера авторской песни. Мне она интересна и близка, так как отец играл на гитаре мне в детстве перед сном. Конечно, исполнением только авторских песен там не ограничивалось и известные песни рок-исполнителей там тоже звучали.
Ходили нашими параллелями восьмого класса в парк, где проводилась эстафета. Бегали все или почти все. Всё сумбурно, но хорошо от того, что весеннее солнце уже хорошо пригревало и сегодня учиться не надо. В нашем случае было важным участие, а не выигрыш. Тогда мы заняли пятнадцатое место.
В школе проводились дискотеки, куда тоже частенько заходил просто потусить и пообщаться. Нравились ли они мне? Да не особо, но заняться вечерами всё равно было нечем, поэтому ходил. Это хоть как-то скрашивало досуг. Развлечений не так много было тогда.
Немало места в дневнике уделено поездке с одноклассниками на дачу к одному из них. Такое мероприятие было впервые, по крайней мере, для меня. Поездка была увлекательной и совсем не такой, как представлял себе. Так далеко ещё не ездил. С погодой повезло (весна, тепло), как и с компанией. Всё прошло без особых приключений. Правда, путь до дачи и обратно отнюдь не полчаса, как рассказывал одноклассник, но это не помешало нам хорошо провести время, коротая его в пути на электричке за картами.
Если судить по дневнику, то мечты у меня тогда были простыми: хотелось иметь плейер с цифровым тюнером, чтобы можно было слушать кассеты и радио, когда садились батарейки. Они тогда были не дешёвыми, как и аккумуляторы. Конечно, хотелось компьютер. Они постепенно входили в обычные дома, а то ZX-Spectrum ни с чем не совместим. О других желаниях в дневнике ничего не написано.
Вскользь пишу о том, как ездил за рулём разных машин. Это Игорь учил нас с Мишкой водить. В Олимпийской деревне была площадка для обучения, где можно было безбоязненно ездить. Там мы начинали, а потом и по дворам ездили. Всё в реальных условиях. Нравилось ли это мне? Судя по эмоциональным записям — очень!
Писал и про последний вступительный экзамен в техникум. Я уже тогда знал, что у меня появится своя радиостанция на Си-Би диапазон. То, что мне очень хотелось. Родители хотели подарить мне её вне зависимости от того, какой будет результат поступления, так как мог вернуться в школу. Хорошо, что в этот момент не бросил и сдал математику на четыре.
После поступления в техникум практически перестану писать. Было и некогда, да и не о чем особо писать, так как практически всё время отнимала учёба и дорога туда и обратно, а каких-то сокровенных тайн, которыми хотел поделиться, у меня не было.
С фонариком в зубах, смотря на это всё…
Пятьдесят четыре страницы этой маленькой записной книжки пролетели очень быстро. Да, часть времени мне потребовалось на расшифровку отдельных слов, чтобы понять их и не упустить первоначальный смысл. Прочитал и проглотил всё написанное там. Времени для переваривания написанного текста потребовалось значительно больше, чем на его чтение, и постоянно возвращался к той или иной странице, проверить самого себя, что не ошибся и всё правильно понял.
Вначале мне хотелось взять и переписать этот дневник на сайт в том виде, с теми ошибками, что в нём есть. Однако взял паузу на подумать, после чего эта идея не нравилась по причине, которую раскрою ниже.
По сути, дневник для меня является каркасом воспоминаний с датами, числами, цифрами и некоторыми уточнениями, которые позволили мне целиком собрать события прошлого. Да, пришлось многое дополнить, чтобы текст был понятным и интересен не только мне одному. Вот и получился такой текст-изложение с элементами сочинения. Я попытался не исказить свои мысли из дневника и не делал никаких выводов в ходе повествования, оставив их на послесловие. Если просто переписал его «слово в слово», то никто ничего бы и не понял.
Читать дневник мне было интересно ещё и по тому, что он приподнял завесу того, как формировались мысли и какая проблематика меня интересовала тогда в детстве или переходном возрасте. Увидел то, что часто было повествование ради повествования и было похоже на летопись, перечисление событий, но отнюдь не всегда важных. На важном фиксации в детском возрасте не было. Да, считаю, что был ребёнком минимум в первые пару лет ведения дневника.
Требовать от одиннадцатилетнего ребёнка какой-либо глубины смысла в тексте бессмысленно. Поэтому большая часть записей были прямолинейны, но, отнюдь, не лишены эмоций: обиды, зависти, эмпатии, радости по тому или иному поводу. Не было только агрессии в этих записях, как и во мне, а вот желание помогать другим — было.
Сейчас могу только в шутку упрекнуть себя-«прошлого» в том, что не записывал в дневник разные интересные ситуации и истории, коих было предостаточно. Это простительно для малого возраста, но когда стал старше, то почему не писал? Ведь сюда писалось не только самое сокровенное, что нужно было прятать от других людей. А почему? Просто не понимал зачем это писать. Ведь всё очевидно!
Дневник плохо раскрывает мои хобби, которыми увлекался. Пара строк, да и то фоном. Считал ли я их несерьёзными увлечениями? Учитывая мою фанатичность в них, вряд ли это было несерьёзным. А вот то, что это было для меня как рутина, которая не даёт погрязнуть в скуке, так как тогда, по сути, развлечений, кроме как пойти погулять да иногда зависнуть у друзей, играя в приставку или компьютер, не было.
Очень мало посвящено школе и некоторым мероприятиям, проходившим там. А я ведь даже на сцене выступал в каком-то одном из представлений. Было это в классе седьмом. Сам, а не насильно, не из-под палки, хотя это меня не так сильно затянуло, как гитара и авторская песня (это наложит свой отпечаток на будущее, круг общения и посещаемые мероприятия). Придумали сами номер, сами же его и сыграли. Про многих школьных и не очень друзей тоже ни полстрочки, как и про само обучение в ней. А жаль…
Также ничего не увидел про двор, где живут до сих пор Люба и Шурик. В то время дневник уже вёл. Это было с класса седьмого и до конца школы, хотя многих ребят оттуда знал значительно раньше, как по школе, так и по двору. Зависал в том дворе постоянно, так как там мне было интересно. Потом уйду учиться в техникум и у меня попросту на этот двор не останется времени. Старые друзья, конечно, будут так или иначе проявляться. Один из них, с кем постоянно катались на велосипедах по округе, сейчас является моим соседом по даче. Иногда зависаем с ним с пивком и в бане.
Нет в нём и записей о том, как ездил к Мишке на дачу, где мы ловили переговоры авиации на обычный приёмник, сидя на лестнице, ведущей на крышу дома, а ещё мы там катались на мопедах по Ильинскому и округе. Даже ГАИ меня ловило на «Капратах-2», которые вечно норовили перегреться.
Через всю первую часть дневника («детство») главной линией проходит моё признание в любви к Кате Л. Это чувство было и до того, как завёл дневник. В редкие её приезды мы с ней общались. От этого наше общение было ценно для меня. Общаясь с ней, узнавал некоторые детали, которые были интересны и мне. Возможно, это было попыткой быть на одной волне или желанием угодить, либо просто у меня не было каких-либо своих идей в голове.
Было ли это любовью с моей стороны? Вряд ли это было каким-то сильным и настоящим чувством. Детская выдумка — да, скорее всего так; в какой-то степени, волнительная для меня история, но вряд ли это любовь. Это больше похоже на идеализацию человека и создание в своём сознании музы. Что с этим делать потом? Я не задавался тогда такими вопросами.
Пройдёт время, а точнее несколько лет, придёт пора первой любви, как уже более осознанного чувства со встречными шагами со стороны противоположного пола. И вся эта идеализация разом исчезнет. Колебался ли я тогда в выборе между тем, что было в моём представлении, и новым накрывающим меня волной чувством? Дневник на это не даёт на это ответ. Да и как ни пытаюсь напрячь память, найти ассоциации или ощущения того времени не могу. Вероятнее всего, никаких колебаний в этом вопросе в моей голове не было и позабыл о том, что было раньше. Те чувства, питаемые к Кате Л., по-видимому, не были сколь-либо сильными. Просто выдумка или мираж.
Видимо, это и была единственная сокровенная тема, о которой стоило писать в дневник. Хотя были друзья во дворе, посвящённые в неё. Однако, каких-то разговоров о ней не было.
Был ли у меня меня талант к письму? Наверное, изначально всё же нет, но практика творит чудеса и с каждым разом получалось лучше, а может быть это связано с тем, что взрослел и чаще фокусировался на том, что мне было интересно?
До сих пор я не приводил записи из дневника, но последнюю из него хочется опубликовать, так как она ближе всего по стилистике к тому, как пишу сейчас (орфография, конечно, исправлена, но описки оставлены как есть):
Да! Вот это время летит! На дворе уже весна — пора любви и… экзаменов. Как понимаешь, учусь я в техникуме на первом курсе, а в голове совсем не то, даже я сам не могу разобраться, чем она забита. С одной стороны, всё хорошо, а с другой — какой-то непролазный, забита полностью, да, я думаю, не тем, чем надо. Учу телеграф с UA3AFO.
А что писать стал так мало? Наверное, из-за того, что вырастаю и умирают все детские мечты, переживания, да и время летит. Жизнь — опасная штука! Всех бьёт больно. Голова постоянно занята, приходится много работать, все радости как-то померкли из-за кровавых будней: что новый год, что пасха, что другие праздники почему-то куда-то исчезли. Я как будто проживаю в стороне от веселья и радости. Может, я разучился веселиться, или это и есть взрослая жизнь?
Если сравнивать, как я сейчас думаю о взрослой жизни и, скажем, лет, этак, пять назад — небо и земля! Тогда, всё-таки, не было той боли в душе за всё: за страну-матушку, которую все кому ни лень хотят прибрать к рукам. Раньше, хотя я это и замечал, но несильно трогало меня.
Детство в сравнении со взрослостью — это два полюса «положительный» и «отрицательный» и между ними нет пространства «нейтральности». Самое главное, не замыкаться в себе, а также веселиться, жить в своё удовольствие, а если замкнуться… и я, похоже, сделал эту ошибку: я ушёл от общества, я оторвал себя от него. Конечно, у меня есть друзья, товарищи, но всё равно я не чувствую той свободы, что была. Вот такой рассказ. Самое главное: мы ещё ещё ЖИВЁМ!!! Я не знаю буду ли ещё писать, но всё же всё хорошо и с ума ещё я не сошёл, да и не сойду. Будем бороться, а не плыть по реке! Всё! Пока! Это — Тимофеев Сергей Владимирович. Большое 73. 21.04.99
P.S.: похоже, это моя последняя запись в этом дневнике, в котором я излагал все свои сокровенные чувства, все боли, переживания. Большое спасибо тебе, мой дневник, ты помог мне встать на ноги и я постараюсь впредь писать здесь.
С глубоким уважением, Вождь. 13:18 21.04.99
Во всей этой заметке мне очень интересно откуда выступил этот патриотизм из меня, ведь в конце девяностых у нас было достаточно спокойно. И уж точно никто тогда не разрывал страну на части. Последние пару лет девяностых были уже относительно спокойными. Откуда это взялось? Фольклор рок-исполнителей или же информация из телевизора? Сейчас доподлинно установить вряд ли удастся.
До уровня того, как пишу сейчас, мне будет ещё очень и очень далеко, но что-то в этом вижу путное. Несмотря на всю нелюбовь к русскому языку и литературе, которой нас пичкали не по возрасту, приду к тому, что писать о своей жизни и событиях, происходящих вокруг, мне интересно. Благодаря этому существует блог, которому завтра исполнится двадцать лет, то есть почти половину жизни я занят тем, что пишу: что-то в блог, что-то не в блог, что-то вообще в стол попадает до лучших времён.
Несмотря на то, что многое в дневник не попало, но некоторые моменты, которые меня интересовали ранее, совершенно случайно нашёл здесь. Память имеет свойство сглаживать и искажать события и даты. К примеру, нашёл, что покупали первый импортный телевизор мы в девяносто седьмом году, а не в девяносто четвёртом, как написано в блоге. Да и если логически подумать, то вряд ли смог помогать нести коробку с телевизором в одиннадцать лет, но мой внутренний цензор это пропустил.
Недавно был на Сухаревской и выйдя из метро вспомнил, как ездили сюда с отцом за моей первой электронной записной книжкой. И это было не тридцать лет назад, как мне казалось, а тоже в девяносто седьмом году, ранней весной, когда ещё лежал снег. За несколько месяцев до покупки телевизора. Электронная книжка до сих пор «условно» работает.
Не менее интересно было соприкоснуться со своими детскими представлениями о взрослом мире. К тому, как надо учиться, работать, строить карьеру. Не задавался вопросом о том, как стоит строить семью и с кем. Перед моими глазами хороший пример — пример моих родителей, которые живут всю жизнь вместе. Может, не совсем душа в душу, но близко к этому. И всегда готовы помочь друг другу.
Мир окажется другим. Не похожим на мои детские представления. И, наверное, к счастью, что всё сложилось совершенно иначе, а не так как изначально себе представлял своё будущее. Это было уже понятно после девятого класса, когда пошёл учиться в техникум, что мои представления начинают расходиться с реальностью. И мне не суждено будет закончить одиннадцать классов. Было ли это моим осознанным выбором? И да, и нет. С одной стороны так хотели родители, чтобы я получил средне-специальное образование, а с другой стороны — радиосвязь засосала меня в себя с головой.
На мой взгляд, обучение в техникуме мне дало больше, нежели чем остался в школе ещё на два года. Не умаляя заслуг школьных учителей перед нами, всё-таки считаю, что продолжение обучения вне школьных стен дало мне больше: как в знаниях, так и из-за изменившегося круга общения, который оказался более интересным и полезным. Да и, если честно, то уже устал от школьных стен. Соответственно, после ни в какие силовики не попаду, хотя и предлагали, но к окончанию техникума был другим человеком.
Внешний вид это записной книжки тоже менялся. Постепенно появлялись на ней наклейки, какие-то вложения с фотографиями полуобнажённых девиц из рекламы, размещаемых в разных проспектах и газетах. Душа и тело требовали этого. Помимо этого и разные надписи появлялись на ней: Rock, Punk Rock. Да и всякие мои рисунки.
Немного расскажу о друзьях, о которых писал выше. К сожалению, не со всеми у меня сохранилась связь и общение, но иногда их вижу и мы прекрасно общаемся на улице, либо с кем есть контакт, то пересекаемся по телефону или где-нибудь в мессенджерах.
Пусть из дневника и пропадёт Катя Л., но она вернётся в квартиру бабушки в соседнем доме. И не одна, а с мужем и, по-моему, на тот момент, одним ребёнком. Было это очень давно. Сейчас у неё их трое и все уже взрослые тинэйджеры. На улице иногда пересекаемся и шапочно приветствуем друг друга, улыбаясь и кивая головой. Нам говорить более не о чем. Не о прошлом же вспоминать?
Мишку уже сто лет не видел. Он стал долговязым, как его отец, и таким же худым. После того, как пошёл в техникум и сильно занялся радиосвязью, общение с ним пошло на спад. Да и он сам живёт не здесь. Однако, иной раз пересекаемся и с удовольствием общаемся. Его отец женился во второй раз и тоже вроде как всё у него хорошо.
Серёга хоть и остался здесь, но вижу тоже не часто во дворе. Живёт тихо и никак к себе не привлекает внимание. Станет профессиональным танцором. Это дало ему возможность служить в танцевальной роте, некоторые поблажки на службе и демобилизовали его раньше времени. Танцором пробыл недолго, всё-таки нагрузки и травмы сказываются на жизни, поэтому занялся другим. Тихо живёт. Почти не видно. Как-нибудь всё хотим собраться, попить пивка, но пока это не получается.
Димка всё также живёт напротив меня. Работает руками и на себя. Мне тоже помогал с установкой теплового насоса. Жена, двое детей, кошки. На жизнь не жалуется. Иногда с ним стоим на улице, пьём пиво (хотя за это могут и штраф влепить). Многое рассказал про одноклассников, так как с некоторыми из них до сих пор общается.
Люба живёт там же, где и жила. В какой-то момент у нас с ней был ренессанс в общении, да и ситуация у неё была такая, что требовалась помощь. Давно это было, но как не помочь? Да и она в долгу не оставалась. Сейчас воспитывает сына в одиночку. Насколько знаю, отец помогает ей.
Шурик, по-моему, никак не изменился. Сколько бы его ни видел, всегда весёлый и хороший. Вижу очень редко, но жив, курилка. По крайней мере как-то в одной из соцсетей мне стучал. Я и сам-то не бываю там.
Это всё, чем хотел поделиться, как с самим собой, так и с теми, кто попадёт сюда по ссылке. Особо добавить нечего. Возможно и вам было интересно прочесть, как про сам дневник, так и про выводы, сделанные из него.
В блоге можно ещё поискать записи по тегу «дневник».
Опубликовано 10.12.2024