Дорога дальняя
Впереди меня ждут где-то пятьсот пятьдесят километров с учётом всех уходов с маршрута. Этот отрезок получается самым длинным дневным плечом всей поездки до Выборга (самой дальней точкой от дома). Раньше любил ездить и ночью, и днём – рассчитывая время в различных точках для того, чтобы не стоять в пробках. Сейчас же меня это мало интересует и хочется ехать днём. У меня отпуск и я отдыхаю за рулём. Впервые для себя никуда не гоню. Вот сейчас разогнался и встал на круиз-контроль. Точно знаю, что до семи вечера точно буду на месте в Пскове.
Яркое солнце разогревает асфальт, создавая причудливые миражи на дороге, будто она сливается и уходит в небо, но сколько ни гони, как ни спеши – не успеешь к этому краю никогда. Оптическая иллюзия. Термометр за бортом показывает то двадцать шесть, то двадцать девять градусов. Вдоль дороги лес и иногда кучкуется торговля сувенирами. Чего не хватает – заправок. Их почти нет. Бензина у меня до Великих Лук хватит точно, да и до Пскова должно хватить, но ехать на пустом баке мне не нравится. Будто на иголках будешь.
Вспоминая позавчерашний день, когда ездили на фестиваль, отметил и то, что на телефоне у меня есть записи Михаила Башакова, который неплохо так зажигал. Пробовал слушать их ранее, но, кроме отдельных песен, мне ничего у него так и не зашло. А вот сейчас – сейчас другое дело. Еду, смотрю по сторонам, подпеваю там, где знаю слова. Настроение приподнятое, так и ехать веселее.
После того, как режим движения установился, задался вопросом: «Когда в последний раз так ехал и никуда не спешил?» — на дальнее расстояние совершенно не помню, а вот на ближнее – если точно знал, что у меня большой запас времени. Ещё заметил, что наличие турбины, как бы провоцирует более быстрое движение в рамках допустимого. Так чуть выигрываешь время, но проигрываешь во всём: больше устаёшь из-за напряжения, меньше смотришь по сторонам и о чём-то думаешь. Раньше мне казалось, что такие забеги прочищают голову, то есть останавливают мысли, то сейчас, наоборот, мыслей в черепной коробке больше. И точно нескучно в пути.
Мысли в голове разные пробегают, но чаще позитивные. Да, сам с собой лаюсь в выдуманных диалогах по инерции. Иногда думаю над тем, чтобы сказал, представься такая возможность, но понимаю бессмысленность и беспочвенность всех этих диалогов. Такое уже проживал давным-давно. Это было как вчера, только было зимой двадцать лет назад, когда ехал в далёкую Самару на поезде. Столько лет прошло, а в голове всё такой же кавардак. Разве что эти мысли не затягивают и не погружают в сплин или, наоборот, не настраивают на реванш. К чему последний (реванш)? – размышлял как-то зимой и понял, что это лишь от свободного времени, больного воображения и мозга.
Также перевариваю увиденное сегодня в Ржеве. Ведь все эти памятники эпохе Великой отечественной войны (других, извините, не нашёл) и трудному периоду для многих людей были установлены значительно позже, в память о том, что было. Ведь хорошо, чтобы это никогда не повторилось? Конечно, да, но ловлю себя на однобокости подачи информации. Как, впрочем, и в новом учебнике новейшей истории для учащихся выпускных классов. Там есть плохое – «не наше», хорошее – «наше», что создаёт неиллюзорную иллюзию (простите меня за такую страшную тавтологию, аллегорию и графоманию для объёма, но это не так) для людей без критического восприятия действительности, что всё так на самом деле и было. Конечно было, но, как говорится, есть нюанс: не бывает ситуаций и решений, где всё раскрывается только с хорошей или только с плохой стороны.
Иногда мне кажется, что в истории нашей страны были и есть либо войны, либо бог. Ничего другого и никаких заслуг никогда не было. Конечно, есть! Даже в упоминаемом новом учебнике об этом сказано, что мы (точнее не мы, а Советский союз) сумел первым отправить человека в космос, обойдя главного конкурента – США – на полкорпуса (их старт планировался на май).
«Ужи на сковородке крутятся, а лавеха мутится», поэтому в угоду правящей элиты искажают и переписывают историю, где даже кровавый тиран и вождь становится милейшим человеком, который боролся чуть ли не в одиночку с фашизмом, но почему-то забываются пакт Риббентропа-Молотова с его секретной частью, а также стоявшее отнюдь не оборонительное вооружение (да-да, план Жукова, представленный пятнадцатого мая, был всего лишь «планом») по западной границе страны (которое будет уничтожено блицкригом Германии), как и секретные переговоры уже в ходе войны между фашисткой Германией и Советским союзом. Не было ни подавления восстаний и ни голодных бунтов, как внутри страны, так и на контролируемых территориях СЭВ. Впоследствии большая часть территорий СЭВ тихо уйдёт, но об этом в учебнике никто ничего не напишет и не скажет. Зачем? Это ведь «плохое»!
Вот какова ценность этих знаний сейчас на рынке? Близка к нулю. Разве что только для общей эрудиции и возможности разнообразить досуг спорами и рассуждениями о том, что и как было раньше, в прошлом веке в стране, которая давным-давно не существует. Но мне кажется, что этими знаниями нас усердно пичкают для чего-то другого. К чему прививать богоизбранность, если ничего толком не умеем создавать и делать, кроме иллюзий и распила? И не для бога войны и воинов, а для мирной жизни?..
Из динамиков звучит: «А ты парься – будь счастлив!» — голосом Башакова. В эту секунду я вернулся в реальность из своих размышлений. Несмотря на такую глубокую погруженность, дорогу ощущал и видел прекрасно, но будто в параллельном процессе. Тверская область уже осталась позади, а Псковская ознаменовалась совсем другого качества асфальта. Его местами сняли, но это не мешало держать хорошую скорость, только надо было держать большую дистанцию, чтобы камни не летели в машину. С другой стороны, трафик здесь такой, будто его вообще нет, но рояли (радары) в кустах нет-нет, да проскакивают.
Ещё можно было заметить то, как кончилась Тверская область, кончилась и придорожная торговля всякой всячиной. На крайней точке было много чего, но больше всего запомнилось чучело мишки, сидевшего на лавочке. Его, видимо, тоже можно было купить. И, конечно же, указатели о том, что скоро будет такая точка продажи или, по местному, развал. Останавливаться у них мне совершенно не хотелось.
Интернет в пути то работает немного, то не работает совсем. Это позволяет практически не отвлекаться на внешние факторы от дороги, мыслей и наблюдений. Можно сказать, что просто отдыхаю, меня сейчас не беспокоят какие-то вопросы, не относящиеся к текущему моменту, в котором нахожусь я.
Интересное для себя подсмотрел на полях, где стоят снопы сена. Их не провязывают верёвкой, а собирают в полиэтиленовые мешки белого цвета по размеру снопа. Это новая методика? Никогда у нас такого не видел вообще. Чем ближе к Великим Лукам, тем меньше леса и больше полей, иногда где-то вдали виднеются озёра.
Через какое-то время появляется постамент «Великие Луки». Что же, пора открывать навигатор и посмотреть в какой из поворотов мне нужно будет повернуть.