Северо-Западный вояж

Выборг

Для меня Выборг в этой поездке – крайняя, самая дальная и важная точка маршрута. Можно сказать, что именно ради этого всё и затевалось. Что тянуло меня туда? Точно сказать не могу, но в городе, который существовал при трёх различных государствах, есть на что посмотреть, с точки зрения неискушённого обывателя в виде меня.

С собой никакие вещи не беру, так как еду всего на полдня. Прогноз дождей не обещает, но у меня на всякий случай с собой есть зонтик. Правда, вряд ли он меня от чего-либо спасёт, но всё же. Погода за окном отличная и через минут десять это прочувствую на себе. Мы выходим с Таней вместе, но она меня опережает и уезжает на своей машине чуть раньше, нагоню её уже по дороге, но дальше наши пути разойдутся. Мне в противоположную сторону – в сторону основного района города Сестрорецка. На пассажирском сидении рядом со мной едет фотоаппарат, чтобы в пути можно было делать снимки.

Выезд на Приморское шоссе здесь сделан, скажем так, опасно. Заезд, правда, ещё хуже, но водители об этом месте знают, поэтому едут медленно и готовы остановиться в случае ошибки других. Всё как-то дружелюбно. До Сестрорецка ведёт две полосы, в самом городе даже три. Дорога проходит вдоль Сестрорецкого разлива и болота, и переходит в Зеленогорское шоссе и почти сразу в Скандинавское. При этом здесь находится крупная развязка с ЗСД. Повернуть не туда весьма легко без навигатора, но всё это уже осталось позади.

Сейчас передо мной три полосы отличной дороги с ограничением в девяносто километров в час. Доверяю дальнейшее управление скоростью автоматике и перехожу на круиз-контроль. Спешить мне некуда, так как до Выборга всего лишь девяносто девять километров. Через километр уже почему-то восемьдесят пять и снова – девяносто восемь. Видимо, то из-за того, что идут пересечения разных шоссе и их указатели между собой путаются. Ловлю себя на том, что это, как минимум, забавно. Сто километров – это не так далеко для пустой дороги. Где-то чуть больше часа времени пути.

Скандинавское шоссе проходит будто бы несколько в углублении. Слева и справа на пригорках хвойные перелески, просматриваемые вдоль, за которыми прячутся многочисленные озёра. Последних, конечно, не видно, да и остановиться или свернуть туда невозможно, поэтому продолжаю ехать к пункту назначения. Трафик очень ленивый и машин немного. Торопыг вообще нет. Кстати, камер по обочинам здесь тоже не вижу.

Пока еду, размышляю над тем, что мне говорила Таня про Выборг. У неё к нему отношение вполне нейтральное и даже со знаком минус. То есть туда можно приехать, что-то посмотреть, но тратить на это много времени особого смысла нет. Внутри у меня почему-то большие ожидания от того, что увижу впервые. Этому способствует всё вокруг: ясный, солнечный и тёплый день, отсутствие каких-либо затруднений в пути, а также хорошее настроение, которое поддерживается хорошей музыкой в машине.

По количеству заправок здесь не лучше, чем на протяжении предыдущих двух дней пути. Заправки редки, но зато это всегда большие комплексы, где есть всё: и заправка, и минимаркет, и покушать можно, и туалет есть. Это удобно с одной стороны, но с другой – это имеет большую наценку в сравнении с обычным магазином. Давно известно, что заправочные сети зарабатывают не на бензине, а на других сопутствующих услугах и продажах.

Первые две трети пути пролетели очень быстро и незаметно, а потом на шоссе начались работы, то ли по ремонту, то ли по расширению дорожного полотна. Нас всех сузили до одной полосы в каждом направлении. Несмотря на кучу предупреждающих знаков о том, что скорость ограничена, мы продолжали достаточно быстро ехать. Камер тут нет. Движемся быстрым «паровозиком», который тормозят большегрузы, участвующие в этих работах. Что же, полчаса придётся накинуть до Выборга. Ничего не поделать – дорога. Зато боковое зрение раскрылось и можно, почти не отвлекаясь от дороги, смотреть по сторонам. Там ничего нового: хвойные леса, часть из них закрыты сеткой, чтобы дикие животные не выбегали на дорогу и не прыгали под колёса машин.

Наконец-таки на указателе увидел направление на Выборг и следуя ему, повернул направо, на путепровод. Дорожное полотно стало чуть-чуть хуже, а также нет никаких обочин тут, но ехать можно, но не быстро, из-за закрытых и не просматриваемых поворотов, закрытых лесом. Через минут десять я въехал в пределы Выборга, но это пока какая-то промышленная зона. Жилых домов тут нет, есть только пустые территории, какие-то склады да гостиница. Влетаю на очередной путепровод, за которым начинается город. Привет, Выборг!

Судя по навигатору, Выборг меня встречает с пробками по всему городу. У меня ещё не сформировалась привычка делить увиденные в навигаторе пробки на три в малых городах, поэтому настораживаюсь и ищу пути для их объезда. Тут красное – это если стоишь две минуты, а не одну. Вот и на первом светофоре получил подтверждение этому. Тут был небольшой затор. Они, кстати, тут из-за того, что светофорные объекты плохо настроены по циклам, так как мы больше стоим, чем едем на Т-образном перекрёстке.

Смотрю по сторонам. Можно нырнуть налево и объехать это. Справа – явно новая часть города, где находятся различные торговые центры, а также там можно подкрепиться. Кстати, мысль не самая плохая, но чуть-чуть попозже её осуществлю, но не здесь. Смотрю на дома. Архитектура здесь на окраине такая же, как и везде по России, возможно, что некоторые детали чуть иные, но глаз не цепляется за какие-то большие отличия от того, что видел ранее. Торговые центры вообще как под копирку выполнены.

На втором цикле светофора проехал дальше и поехал чуть левее, чтобы обойти пробку и выйти потом по прямой, почти сразу на набережную. Получается, что въехал в исторический центр, где уложена брусчатка вместо асфальта и весь затрясся на ней. Ехать по ней одно «удовольствие». Улица очень узкая, а дома находятся близко к дороге, что создаёт эффект колодца. А вот уже здесь видны необычные привычному глазу архитектура фасадов домов, как по расцветке, так и расположению элементов. Некоторые дома здесь похожи на двумерные, плоские конструкции, если на них смотреть строго в профиль. По навигатору прорываюсь до набережной и, подъехав к рыночной площади, резко свернул туда. Машин здесь стоит много. Ищу место для парковки, но, несмотря на количество машин, достаточно быстро нахожу его. Интересно, но никакой платной парковки здесь и в помине нет.

Пора размять ноги. По навигатору изучаю, что здесь находится рядом и на что посмотреть. В целом, с местом для начала прогулки угадал хорошо, всё здесь находится рядом и очень далеко идти мне не придётся: тут и старый город, и замок тоже неподалёку. Люди на площади тоже есть, но тут жарковато, поэтому они рассредоточились по тенистым аллеям и паркам. Иду в сторону рынка и перехода дороги на сторону набережной. Перейдя дорогу, обернулся назад. А ведь здесь очень красиво и это не похоже ни на что, что уже довелось увидеть в России!

Держу путь в сторону Выборгского замка. Отсюда он кажется неприступной крепостью на входе в бухту. Крики чаек здесь раздаются отовсюду, но моё ухо их уже вырезает из слышимого спектра, принимая их за что-то само собой разумеющееся здесь. Северное солнце припекает так же, как в Москве, но ввиду бриза с залива это не ощущается как зной.

Издали видна только верхняя часть замка, но чем ближе подходил, тем больше понимал, что людей там столько, что внутрь однозначно не пойду. Большое число людей не способствует изучению достопримечательностей.

По ту сторону дороги экскурсия с не меньшим числом людей. Экскурсовод использует репродуктор для усиления громкости своего голова, так как и шум тут, и толпа немаленькая, растянувшаяся по всему валу. Мне, идущему по другой стороне от дороги, слышно некоторые его рассказы про то, как и что здесь было.

Дошёл до входа в замок со стороны Крепостного моста. Всё, как выше писал, свободного места даже на входе нет. Плюс множество зазывал на различные мероприятия и катание на «лодках викингов» и катерах по заливу. Реально неуютно. Перехожу на другую сторону моста, где швартуются лодки и катера. Здесь потише и людей на тротуаре почти нет. Ниже, на воде, только те, кто уже забрался на палубу шхуны и ждёт отправления. Очень красивый вид открывается отсюда. Я иду в сторону «Шоколадного Выборга» и смотровой площадке, находящихся в Петровском парке, вход в который сразу за мостом.

Настроение настолько превосходное, что хочется делиться им со знакомыми. Позвонил одной давней подруге. Намедни мы хотели созвониться, но, то я за рулём, то у неё нет времени — не отвечает. Бывает, что же. Пока поднимаюсь на смотровую площадку возле «Штандарта» Петра, откуда могут летать люди, но делать этого всё же не стоит из-за недостаточной высоты. Если честно, вид со смотровой меня не устроил, и я отправился чуть дальше и выше до здания архива, откуда вид на замок значительно интереснее.

Сделав пару снимков, почувствовал вибрацию от телефона, это мне перезванивали в ответ на пропущенный вызов. Разговорились. Я пошутил, что мы существуем сейчас как в параллельных мирах и, несмотря на то что, пишем друг другу, никак созвониться по телефону в этой жизни не можем, а про реальную встречу на время пока следует забыть, так как сейчас живём в разных государствах. Пока разговаривал, шёл к выходу поверху и в тени деревьев, ощущая кайф этого лета. Вышел из парка через другой вход и пошёл обратно к мосту и памятнику Апраксину.

По этой стороне буду обходить замок, чтобы сфотографировать то, что ещё не попало в объектив камеры. Позже пообщался с отцом, который доехал до дачи. В Подмосковье ещё жарче, чем здесь. В Северной гавани какой-то шутник установил жанровую скульптуру в виде старого велосипеда на валуне.

Далее шёл по знакомой мне набережной, по которой чуть раньше шёл до замка. По пути встретились две женщины – мать с дочкой. Они меня попросили сфотографировать их на фоне замка. Мне несложно. Первый кадр получился. Второго пришлось ждать, так как замок был очень яркий, а вот лица из-за скрывшегося над нами солнца не получились бы. Мать очень нахваливала меня, говорила разные комплименты на счёт моего видения и мастерства фотографии. Разговорились и о том, куда они приехали, что смотрят, что увидел я. Очень удивились тому, что всего на несколько часов сюда заехал. Мол, больше надо. Сделал последний кадр, после того, как появилось солнце, и на том с ними распрощался.

По мусору, валявшемуся у меня под ногами, для себя отметил, что здесь есть один ресторан быстрого питания со свежей курочкой. Мне кажется, что я знаю, где мне подкрепиться. К тому же он будет у меня на пути. Давно я туда не заходил. Вот только пробраться было не так просто, потому что на набережной Большого ковша было не много народа, а очень и очень много. Опять же туристические группы с гидами тоже ходили. Обойти было нелегко. Звучала здесь и музыка ЧиЖа от бульварного музыканта. Надо сказать, что пел он неплохо, но это явно не его репертуар. На тротуаре наскальная живопись будто мелками, но это не мелки, а краска.

Дошёл до лодок викингов, чтобы заглянуть внутрь, пришлось поднимать фотоаппарат высоко над собой. Ничего особо интересного там не увидел. Дошёл до гостиницы Дружба, здание которой является одной из главных достопримечательностей Выборга, а вот дальше в парк пройти не смог – закрыт на ремонт. Жаль, жаль. Теперь уж точно надо идти есть. Возвращаюсь тем же путём, но прохожу вдоль автовокзала, где есть не менее интересные виды.

Ресторан быстрого питания находится с обратной стороны здания автовокзала и внутри есть проход между залом ожидания и рестораном, что предопределило, что к бесплатному туалету здесь не зарастает народная тропа – все в одну и ту же комнатку. Хорошо, что рукомойники находятся снаружи, а не внутри. Сделал заказ и минуты его ожидания потянулись очень и очень медленно. Минут пятнадцать точно на это потратил. Пока изучаю, что в этом мире происходит по новостным лентам. Ничего такого, на чём следует заострить своё внимание нет. Всё в этом мире рутинно и не так интересно. Мой заказ готов.

В небольшом помещении этого ресторана, нахожу свободное место, где и располагаюсь, смотря в зону ожидания автовокзала. Там, такое ощущение, людей ещё больше, чем здесь. Ох, тот самый вкус, который забыл с прошлого года. Не могу сказать, что мне эта еда так нравится, но иногда она пролетает в охотку. Лучше так поесть, чем в непонятном кафе, которое ещё надо постараться найти.

Перекусив, вышел на Ленинградский проспект и направился в сторону машины. Нет, на этом моя поездка ещё не закончилась, слишком рано возвращаться мне тоже не хочется, да и многого чего я тут ещё не увидел. Решил прогуляться вдоль проспекта до проспекта Ленина, за которым находится сквер, где планировал спрятаться от зноя, а пока делаю сэлфи в отражении стекла и иду дальше.

Смотря на эти дома на противоположной стороне улицы, ловлю себя на какой-то их необычной монументальности и, как уже писал, на двухмерности, иногда есть ощущение, что они просто нарисованы кем-то. Это дополняется бежево-серо-коричневой цветовой палитрой домов. Это зимой будет городом-депрессо. По этой причине понимаю, почему жителям Питера он не нравится.

В сквере находятся аттракционы, толпы туристов, как с одним гидом, так и малые группы, которые наслаждаются эстетикой и смешением архитектурных стилей домов по проспекту Ленина. Местных жителей здесь не заметил. Проходя через сквер, подумал, а хочу ли уехать уже сейчас или чуть-чуть ещё погулять? Вроде бы не настолько сильно устал. Ладно, иду дальше. От машины, которую уже вижу, поворачиваю левее, к собору Петра и Павла, что находится в этом же скверике. На дороге собирают экскурсию по городу на автомобиле. Через Театральную площадь выхожу, точнее пробираюсь через очередную туристическую группу, к Соборной площади. Здесь же находится и кинотеатр. Не думал, что в таком месте он существует и даже ещё работает. В таких небольших городках они давным-давно стали нерентабельными и либо закрыты, либо стали очередными торговыми центрами.

А что там вдали? Оп-па! Что-то похожее на московский Арбат с пешеходной зоной! Вот только идти по брусчатке не очень-то приятно. Даже пожалел, что не дошёл до машины и не переобулся из кроссовок в боты. В них и не по таким булыжникам хожу у себя за городом. Посмотреть на это нужно, потому что это похоже на главное место притяжения в Выборге.

Всё в этой жизни неслучайно. Неслучайно и это место увидел. Пока шёл, то увидел памятник последнему трамваю, который когда-то именно здесь ходил. Если в Астрахани остались рельсы от трамваев, то тут и того не осталось, но опытные экскурсоводы указывают на столб и говорят: «Видите этот столб? Вот здесь была электрическая линия маршрута трамвая. Это последний столб, доживший до наших дней!» Но то ли брусчатку так хорошо и красиво заново переложили, то ли что-то не сходится. Совсем незаметно, что здесь когда-то ходил трамвай, но не исключаю этого.

На этом псевдо Арбате в старом городе чего только нет. Здесь и блошиные развалы. Некоторые, не стесняясь, так себя и называют и работают под такими вывесками. Смотрится это смешно, точнее не так, это вызывает улыбку на лице. Здесь раз все едальни (кафе и рестораны): большие и маленькие, с узкими стульями и столиками на улице, чтобы не мешать проходу людей. Здесь и сувенирные лавки и просто магазины. Жилые дома соседствуют с теми, что уже разрушаются и ждут своего часа быть снесёнными. Последние, как мне кажется, привлекают к себе больше взглядов из-за обилия видимых элементов в стенах и перекрытиях. Всё, конечно, красиво закрыто заборчиками и навесами, чтобы ждущий своего времени кирпич не упал вам на голову.

Спускаюсь к набережной через боковой проход. Так будет чуточку быстрее. Себя ощущаю несколько уставшим от такого количества шагов по брусчатке, но осталось немного. Сейчас точно надо дойти до машины, чтобы отправиться назад в Сестрорецк. Я вышел на знакомую мне сегодня набережную, но дорогу переходить не стал, пошёл в сторону рынка вдоль старых домов, часть из которых, как и на Арбате, закрыты как аварийные и, возможно, готовятся к сносу.

То, что дошёл до рынка, ощутил по непередаваемому запаху этого места, ещё чуть-чуть и окажусь на рыночной площади, за которой стоит Опель. Подойдя к нему, увидел валяющуюся одноразовую зажигалку. Хоть и не курю, но люблю такие сувениры. Посмотрел на лобовое – опять надо мыть от насекомых. Пока остывал салон, очистил лобовое. Хорошая химия у меня в багажнике лежит последние лет десять с поездок на Грушинский фестиваль. И всё никак не кончится!

По направлению из города ехал увереннее, чем сюда, так как понял, как устроено движение здесь, а также вижу знакомые мне ориентиры в виде автовокзала, железнодорожного, да и по этим дорогам уже проезжал сегодня. На выезде нигде не стоял. Светофоры будто провожали, устроив для меня «зелёную волну». Пролетел всё на одном дыхании и очень скоро окажусь на путепроводе, за которым фактически и закончится город, ещё пять минут и съеду на Скандинавское шоссе. Таня с час назад писала, что она уже дома и ждёт моего возвращения. Вечером пойдём или поедем на Финский залив. Вариантов у неё несколько.

Обратный путь был таким же. Где треть – это движение в одну полосу из-за ремонтов. Большей частью двигались по встречному направлению. Там же заехал на заправку, так как топлива хоть и не так мало, но в пути у меня выработалась привычка держать полный бак. Лучше так, чем остаться без бензина на половине пути. И здесь свои особенности в заправке. Чтобы заправиться до полного, надо повесить сначала пистолет на место, а потом снова воткнуть в горловину бака и уже только после этого будет возможен расчет. Заставили меня побегать туда-сюда.

После прохождения плохого участка, дальше проблем не было. Дорога вообще пустая по направлению к Санкт-Петербургу. Иногда так и хочется сильнее придавить на педаль, но стараюсь не делать этого и держать скорость в рамках разумного, предпочитая ехать на круиз-контроле. Чтобы как-то себя взбодрить, делаю фотографии за рулём, иначе мне совсем скучно ехать.

В отличие от всей дороги до Сестрорецка, только о паре мест стоит упомянуть. Первое, это разъезд с ЗСД. Тут, главное, не уехать не туда. Это можно сделать очень легко. И не очень хорошая развязка на съезде с Зеленогорского на Приморское шоссе, где приходится разворачиваться и перерезать путь тем, кто едет из Санкт-Петербурга, чтобы уйти на очередной разворот. Причём это сделано очень компактно и сжато, что может тормозить весь поток.

Перед путями настолько незаметно для самого себя повернул, будто бы это делаю здесь постоянно, хотя это было в первый раз. Солнце уже не так высоко висит и бьёт через листву, но на небе до сих пор безоблачно.

Добавить комментарий