Если думаете, что в жизни всё устраивается так, как мы хотим, то, к сожалению, это не совсем так. Более того, если это касается хобби, то зачастую оно так и умирает в зародыше. Я очень доволен, что меня радиолюбительство втянуло в себя всерьёз и надолго, и рад, что моё увлечение понимают, хотя и не особо разделяют, мои близкие.
Как я уже и рассказывал, что в радиоэфир попал ещё в прошлом веке — в девяносто седьмом году, когда у нас появились радиостанции Пилот-27. С той поры грезил различными проектами установки антенн, так как хотелось слышать больше и дальше, но объективная реальность была такова, что суждено этому будет сбыться только сейчас.
Тогда же это было несбыточной мечтой, для реализации которой не хватало ни средств, ни терпения, ни желания. Довольствовался тем, что было — антеннами на балконе. Этого тогда, как мне казалось, вполне хватало. Учитывая тот факт, что меня слышала вся Москва, а прохождения были такими сильными, что меня без труда слышали дальние корреспонденты. Но прохождение на то и прохождение, что сегодня оно есть и мощное, а завтра начнётся настоящий гухор (когда никого не слышно) и продлиться он может несколько лет.
До лета две тысячи девятого года я со своими антеннами ютился на балконе пятого этажа, что интересно, но даже КВ худо или бедно там работало, конечно, другой вопрос заключается в том, что я слышал, но всё же было что-то слышно. На балконе у меня стоял колениар на 2м/70см, мини бумеранг на Си-Би (КВ), а также был брошен на дерево провод, типа длинный луч, который по зиме был злостно перерублен упавшим сугробом с крыши. Вещать, конечно, было нельзя, но слушать было можно. Но что такое просто слушать, когда нельзя вещать?
Летом две тысячи девятого года мы с соседом взломали мою чердачную коробку и вылезли на крышу, где подвесили вседиапазонную антенну на КВ и установили колениар, стоящий ранее до этого на балконе. Минусом вседиапазонной антенны было то, что передавать с её помощью можно было только с тюнером, которого у меня, естественно, не было, да и время было такое, когда лишних денег просто не было. Кстати, они так и не появятся, но появится автоматический тюнер для моей радиостанции Yaesu FT-897D.
Появление тюнера и возможность вещать подстегнуло меня к тому, чтобы постоянно работать в эфире, что и видно из активности. Учитывая тот факт, что вседиапазонная антенна была нерезонансной и имела весьма посредственный КПД, как по приёму, так и по передаче, то соревноваться с мощными корреспондентами было трудно, поэтому все интересные связи пролетали мимо меня. Я больше слушал, чем работал в эфире, да и не всегда на это было время.
Свою возросшую активность в эфире связываю с тем, что в ноябре две тысячи десятого года я узнал, что такое цифровые виды связи. Подкупали они тем, что не надо кричать в эфир, а значит можно работать и ночью, требуется меньшая мощность, а так как коэффициент «сигнал-шум» здесь ниже, то вероятность того, что меня услышат — возрастала многократно. Да и не на слух принимают, а на компьютер, с помощью звуковой карты.
Началась эра активной работы в радиоэфире. Относительно активной работы. Так, с момента образования позывного сигнала в девяносто девятом году прошлого века до начала активной работы на любительских коротковолновых диапазонах, прошло чуть более одиннадцати лет. До этого я работал только на УКВ. Сейчас же появился интерес открывать для себя новые континенты и страны на коротких волнах.
Ещё одна из проблем, препятствующая общению в радиоэфире, плохое знание разговорного английского, де-факто, признанного основным в международном общении. То есть, изъясняться могу, но здесь всё нужно говорить быстро и по существу, и точно также быстро понимать. А порой говорят с таким акцентом, что просто ничего разобрать нельзя. Определённого интереса вникать в это у меня не было.
Однако в цифровых видах связи всё несколько проще. Общение становится очень «сухим», так как сводится к стандартному набору передаваемых и принимаемых фраз, понять которые весьма просто. И нет ни у кого никакого трудно разбираемого акцента, если разве что ошибки в словах и окончаниях глаголов, но это не беда. Это понять куда проще, пролетевшую мимо ушей фразу.
Последние два года я наблюдаю за тем, как моё присутствие на диапазонах возрастает. Пусть и не ежедневное, но стараюсь хотя бы раз в неделю выйти в эфир, с кем-нибудь пообщаться. Иногда бывают отличные прохождения, от которых приходится с силой отрываться, чтобы заняться более важными делами. Хобби всё-таки затягивает и очень сильно.
В последние два года я выезжаю в Астрахань, где у меня своя радиорубка, в уголке помещения бани, в том году у меня висел диполь, в этом был водружён вертикал, который неплохо работает на 10, 12, 15 и 17 метровых диапазонах, на восьмиметровую мачту, а также развешены два инвертора на диапазоны 40 и 20 метров. Несколько дней работы в оттуда, как правило, по количеству связей превосходит месяц работы из дома, так как всё-таки там свободного времени куда больше, антенны большие и полноразмерные и чище эфир.
И вот этим летом большая мечта воплотилась. На крыше появились нормальные полноразмерные антенны на диапазоны сорок и двадцать метров, также осталась всеволновая «верёвка», и вертикал на десять метров. К сожалению, диапазон пятнадцать метров нормально на вертикале не работает.
Раньше же — пятнадцатиметровый диапазон был основным, так как всеволновая верёвка там работала лучше всего. Придётся работать на оставшуюся верёвку.
Что же дальше, спросите вы? Когда мечты сбываются и осуществляются, то уже и нечего желать. На мой взгляд, есть ещё над чем поработать и есть много, чего мне бы хотелось бы поменять. Хочется попробовать вертикал от Cushcraft на 20-17-15-12-10 метров, также попробовать приподнять повыше инвертер на диапазоны 40 и 20 метров, чтобы улучшить показатели КСВ.
Самое же интересное — это ещё и аппаратура, которая стоит недёшево, но её хочется попробовать, посмотреть, покрутить, и, главное, послушать, как она работает. А так как первое впечатление может быть обманчивым, как, скажем, с Kenwood TS-480SAT, то общение с аппаратурой должно быть долгим и плотным, а также иметь альтернативу для сравнения.
Так что дальше — новые страны и континенты. Северная Америка и Антарктида для меня пока так и остались непокорёнными. Будем надеяться на мощное прохождение в радиоэфире. Дальше по курсу и новая аппаратура, впечатлениями о которой я с вами обязательно поделюсь.