Северо-Западный вояж

Путь до Санкт-Петербурга

Сегодня я не выспался, но это из-за совокупностей факторов дороги, прогулок и сытного на ночь ужина, и необходимости встать пораньше. Несмотря на то, что встаю почти всегда рано, заведённый будильник меня заставляет немного нервничать и фрустировать. Возможно, эта проблема берёт своё начало со времён средней школы, когда учился в первую смену, и мне совершенно не хотелось вставать в такую рань, то родители пытали меня светом – включая потолочный светильник, а светил он ярко, что невозможно было спать дальше. Приходилось вставать и собираться в школу.

Первым делом надо принять душ. Здесь стоит автоматическая газовая колонка. И контрастный душ, который принял чуть ли не с матом, обвариваясь и замерзая в циклах нагрева воды. Кто же знал, что регулировать проток надо более точно на самой колонке? Ладно. Ерунда. Зато взбодрился! Утренний чай с тем, что купил вчера. По времени – успеваю или почти до вокзала. Была мысль дойти пешком, но карты рисовали более получаса. Лучше уж на машине. Почему пешком? Просто кто знает, как там с парковкой у вокзала. Но будь что будет. Найду где приткнуться.

Вышел из дома в куртке, думая, что будет прохладно, но нет. Сегодня погода тоже за меня. Зря надел, но лишних карманов у меня всё равно нет, куда бы мог разложить свои документы. Сел в машину, завёл и поехал. Времени у меня не так много. Если вчера вообще не ориентировался по городу, то сегодня уже понимаю, как и куда ехать, даже в навигатор особо не смотрю. Да и чего тут смотреть, если после круга едешь прямо и упрёшься в вокзал? Машин не так много. Пробок нет. Ближе к вокзалу ищу место, где поставить машину (конечно, бесплатно, так как платные парковки не приемлю). В результате заехал прямо на вокзальную площадь.

В какой-то момент мне показалось, что не в Пскове, а на Курском вокзале лет двадцать назад: машины наставлены как угодно, только не по правилам, толкаются машины, автобусы, люди, такси. Раз уж тут такая анархия, то десятым рядом кидаю машину и иду в здание вокзала.

Если театр начинается с вешалки, то театр безопасности начинается со входа на вокзал. Здесь такие же правила, как в аэропорту. Всё железное выкладываем – и проходим. На удивление не зазвенел, хотя не выложил ничего из карманов. Только уточнил у охранника как выйти к путям. Он махнул рукой: мол, прямо иди.

Вышел на низкий перрон. Судя по расписанию поездов, здесь движение чуть-чуть активнее, чем на вокзале в Гагарине. Кстати, поезд, который я жду, объявлен и прибывает на дальний путь. Какой вагон я не знаю, поэтому встаю на углу вокзала, где всё просматривается и основной пассажиропоток пойдёт через меня, которому я не помешаю. За мной находятся широкие ворота в город. Они закрыты на замок.

Состав очень длинный и последние вагоны отсюда не вижу. Поезд остановился, проводники и проводницы выдвигают лестницы для выхода пассажиров на низкий перрон и сами спускаются вниз. После них начинают выходить путешествующие. Встречающих не так много, но они есть, кто-то даже с цветами ожидает.

Поток людей из вагонов очень большой (шли чуть ли не роты солдат в форме. Псков ведь – город-колыбель ВДВ, как и Рязань). Мне даже стало интересно, как они все будут выходить через здание вокзала. Тут происходит то, чего я не ожидал – ворота за мой открываются охраной! Причём и зайти через них также можно. И зачем весь этот театр или цирк безопасности?

Держу телефон наготове, а сам всматриваюсь в толпу. Приходит сообщение, что уже вышла и вокзала. Уточняю где. Называю то, что вижу. Отвечает, что видит то же самое. Звоню. Уточняю ещё. И тут до меня доходит, что мы стоим в пятнадцати метрах друг от друга, но никак не можем узнать. Сказал, что увидел её. Ожидай!

Ох, как же мы рады друг друга видеть. Обнялись крепко. Когда же мы в последний раз-то встречались? Года три назад, наверное? Уже и не помню. Пойдём к машине. Вчера пугал Таню тем, что как-то нежарко здесь и вообще непогода, поэтому тёплые вещи она тоже взяла с собой в рюкзаке. Сначала нам надо доехать до дома, самому скинуть лишнее с себя (жарко стало­) и пойти прогуляться по городу (зря, ехала, что ли), пообщаться. Погода просто шепчет! А часа через три-четыре выдвинемся в сторону Санкт-Петербурга.

По пути общаемся о том, как доехала и про то, что на станции Дно поезд стоял ночью четыре часа. Интересное название населённого пункта, как и время остановки. Что там так долго можно делать, тем более ночью? В остальном, поездка ей ничем не запомнилась. Рассказывает про то, где они живут и что в окрестностях можно посмотреть.

Еду не спеша почти по пустому проспекту, слушаю рассказ Тани о поездке в поезде и вглядываюсь в дома по обе стороны. Мне эта архитектура что-то очень сильно напоминает, но никак не идёт в голову название города, где это уже видел ранее. Вероятно, это какой-то собирательный образ из разных городов и я попал в ловушку своей памяти, а названия у этого города, что существует лишь в моей голове, никогда и не было.

В этот раз во двор заезжаю с парадной стороны, с набережной и поближе к подъезду. Заходим в тёмный подъезд пропитанный запахами хлорки и влаги, открываю дверь и попадаем в квартиру. Быстро переодеваюсь, беру фотоаппарат и мы уже готовы идти гулять. Куда? Очевидно, что на набережную. Время на часах половина девятого утра. Через три минуты мы будем созерцать реку Великую с верхнего яруса. Идём в сторону кремля.

– Ну что, рассказывай, что там у тебя?
– У нас впереди ещё минимум часов пять пути. Успеем ещё об этом наговориться.
– Да ладно тебе…

Таня постепенно увлекает в тот разговор своими впечатлениями от того, что уже рассказывал ей раньше, но у меня пока нет особого настроения вступать в этот диалог, так как сейчас прекрасный день и погода, да и вообще пока ещё есть о чём поговорить, кроме моих дел насущных, но при этом сейчас абсолютно неважных. Я догадываюсь, что она специально рванула ко мне, узнав, что приеду один. Ради этого разговора.

До кремля прошли по набережной, а потом поднялись к Приказной палате и вышли в город, чтобы попасть внутрь этих стен. Пройдём немного вдоль дороги и очутимся возле входа. Он платный. Двести рублей с носа. С посещением экспозиций – дороже, но время раннее и они ещё не работают. Особого желания по ним ходить у нас не наблюдалось, равно как и ждать их открытия.

Виды внутри кремля ещё интереснее, чем снаружи. Некоторые фотографии получились такими, будто бы специально тянул их в фоторедакторе, но это не так – это так и выглядит. Идут реставрационные работы и от этого весьма шумно, так как шум болгарок переотражаются от стен. Подняться на галереи тут можно столько в составе экскурсий, а сейчас они закрыты, но ничего, я знаю место, где можно без проблем подняться.

Внутри кремля увидели остатки старого города. На деле, сам кремль был очень большим. То, что осталось – дай бог, десятая часть от того, что здесь было восемьсот лет назад, а сейчас территория его, наверное, чуть-чуть больше, чем территория Астраханского кремля, но хорошо, что здесь, внутри, не всё закатали в плитку или асфальт. Дышится здесь значительно приятнее.

Пройдясь по всему периметру, мы вышли в боковые ворота, что ближе к спуску на набережную, но пропустили свой поворот, поэтому дошли до Ольгинского моста, откуда спустились на набережную. Решили дойти до самого конца, где находится стрелка рек Пскова и Великой, развернуться и пойти обратно до последней башни у другого моста.

Пока шли вдоль, мне начали прозрачно намекать о том, что хотят перекусить. Сказал, что зайдём в «Пятёрку» и купим еды. В ответ услышал почти то, что хотел услышать: «Мол, к тебе приезжают, а ты ведёшь завтракать в магазин?» – нет, это не прямая претензия, а дружеский подкол. Боюсь, что в одиннадцатом часу утра здесь покушать негде. Кафе ориентированы на вечернюю публику и с утра закрыты.

В ранние часы на набережной спортсменов даже больше, чем вечером, но сейчас тут в основном молодёжь, а не более взрослые люди. Рядом находится спортивный байдарочный клуб, соответственно, их воспитанники и бегают перед тренировками. Когда мы проходили мимо, то часть байдарок уже вышло на воду.

Для себя отмечаю абсолютное спокойствие всего вокруг. Вода спокойная. Ветра нет. Никакого лишнего шума тоже не наблюдается. Даже, когда мы пошли от крайней башни по улице до кафе, то не встретили практически людей, а машин – не было вообще. Кафе, как и было мной предсказано, ещё закрыто. Нам посоветовали пойти туда, не знаю куда – оно точно работает. Поблагодарили за отзывчивость и направились в «Пятёрку», пополнять провиант в дорогу. Пока стоял на кассе, Таня искала подходящее место. Нашла какое-то, оно находится неподалёку. И выйдя из магазина, практически сразу его увидели.

Это кафе внутри похоже студенческую столовую, как в Великих Луках, где скромно покушал вчера. Разве что здесь кассирши более аутентичные и похожи на тех самых кассирш из позднее советского периода. Пришли, сказали, чего хотим. Нам посоветовали взять запеканку – да-да, именно такую, как была в детском саду, со сметаной. А почему бы и нет? Полезно же! Завтрак на двоих вышел ровно на триста рублей. И волки сыты, и дама довольна.

Как и планировал, что к одиннадцати утра мы соберёмся на выезд из города. Солнце не греет, а реально палит уже. Жарко. Хорошо, что наш путь пролегает в тени деревьев. Идём из кафе до квартиры, чтобы забрать вещи. Здесь нас больше ничего не держит. За минут десять собираюсь. Проверяю, что ничего не забыл. Как и в Ржеве, ключ кидаю в почтовый ящик и выйдя на улицу, отзваниваюсь хозяйке, сообщив о том, что уехал. Грузимся в машину. Я вновь повторяю ритуал по очистке лобового стекла от налипших за вчерашнюю поездку насекомых. Внутри машины вовсю работает климат-контроль, охлаждая разогретый за пару часов салон. Сажусь в машину, смотрю в навигатор и прикидываю, как нам ехать. Всего-то надо сделать пару левых поворотов: перед «Пятёркой» и в конце улицы, и дальше всё время по прямой до выезда из города.

Наш последующий маршрут пройдёт через Гдов, где планируем съехать в сторону Чудского озера. Последнее мне знакомо по ледовому побоищу, которое мы проходили ещё в школе на уроках истории. Давно это было: что побоище, что уроки истории в школе, техникуме, академии. Древняя история не изменилась, но изменились учебники по истории и подход к их написанию. Самая большая претензия к новым учебникам – отсутствие раскрытия контекста ситуации. Получается краткий пересказ того, что действительно тогда было, но целиком ситуация не раскрывается и умалчиваются важные детали, способствовавшие достижению исторического момента. Вот и получается, что в пересказе мы победили, а раскрывая контекст, получается как в анекдоте: «не выиграл, а проиграл и не рубль, а сто».

Началась рабочая рутина дороги, но нескучно, так как мне есть с кем поговорить. Как и обещал Тане, что в поездке уделю время тому самому разговору. Ещё до выезда из города, рассказал ей дополнительные факты, которые заставили её глубокого задуматься перед тем, как начать отвечать. Эти вводные кардинально дополняли некоторые пробелы в моих рассказах, а тут картина, как мозаика, начала складываться.

Мне нравится наблюдать за тем, как люди рассуждают, а точнее за ходом их рассуждений вслух: как они выстраивают логические цепочки; как задают дополнительные и наводящие вопросы, обходя моменты, которые не требуется трогать. Наблюдая за рассуждениями Тани, понимаю, что она не в меньшей степени психолог. В работе юриста крайне важно, чтобы прочувствовать настроения клиента. Сейчас, похоже, таким клиентом являюсь я сам. В течение поездки меняются подходы, слова, предпринимаются попытки развернуть ситуацию, чтобы показать её с другой стороны и критически её оценить. Меня это не напрягает, а мнение человека со стороны мне интересно услышать, хотя подозреваю, что услышу то, что и сам уже знаю.

Смотрю по сторонам. Мы едем уже где-то в районе Псковского озера, но ничего не видно. От дороги в обе стороны метров по триста поля или болота и только дальше начинается хвойный лес. Машин на дороге очень мало: что попутных, что встречных. На небе тоже ни облачка. Оно залито ярко лазурным цветом. Поляризационные очки, которые здесь вообще не снимаю, отсекают часть спектра, делая виды настолько контрастными, что не перестаю им удивляться.

Иногда у меня создаётся впечатление от дороги, что сижу, как в детстве, в старом кресле в своей комнате и воображаю, что такой вот, весь красивый, еду за рулём. Одна рука в окошко, а другой как бы держу руль, а вокруг меняются красивые картинки: пейзажи, виды, перспективы и перепады дорог – моё воображение тогда было способно на многое, поездки пассажиром в автобусе, рязанские косогоры, преодолеваемые на уставшем ПАЗике, битком забитым людьми. Сильное и жгучее желание побыстрее попасть за руль у меня было в детстве и особенно в юношестве. Для чего – просто это же круто! Вот и сейчас есть ощущение, что возьму сейчас и встану из кресла и окажусь в своей комнате. Только иллюзия в другом, что на самом деле всё это я вижу и нахожусь за рулём, сосредоточен и точен в своих движениях и ощущениях дороги. Руку в окно? Зачем? В салоне благодаря климат-контролю более чем приятно: без уличного шума, пыли, тёплого и не всегда приятного запаха воздуха. Этими ощущениями делюсь с попутчицей, чем определённо даю самому себе сигнал, что это не иллюзия. У неё, конечно, такого ощущения нет, и воспринимает мои слова с определённой долей скептицизма. Мы в реальности.

Подъезжаем к Спицино. Здесь берег Чудского озера ближе всего к дороге. Я глазами ищу свободное пространство, в которое можно увидеть блики от озера, чтобы нырнуть туда, но плотная шеренга из заборов ограничивает мой вид. Вроде как и есть возможность подъехать, но это не точно. Так, глазами, и проводил этот посёлок. Что же, до Гдова осталось не так далеко, а там точно можно подъехать практически к самому озеру на машине.

Гдов мне рисовался небольшим городком. Я даже рассматривал его с высоты птичьего полёта на картах, но реальность оказалась несколько иной. На картах даже дороги разрисованы такие, что по ним легко проехать. Это, в целом, правда, но есть нюансы. Дороги тут нечто среднее между Ржевом и Псковом. Приходится от некоторых колдобин уворачиваться.

В городе нам ещё удалось немножко заплутать, да и попугал нас немного. Во-первых, мы сами проскочили нужный поворот и поехали чуть иначе. Во-вторых, через какое-то время услышал странный шум от машины. Решено было остановиться, чтобы проверить. Когда-то уже ударялся подкрылком и он начинал тереть. Не хотелось бы потерять его. Всё оказалось прозаичнее – ветка под кузовом за что-то зацепилась и ехала вместе с нами. Изъял её оттуда и дальше поехали без посторонних звуков, но вот то, что мимо проехали – это беда.

Надо вернуться. Таня, честно говоря, не горела желанием (ох, как я её понимаю, сам ненавижу описывать круги), но решили вернуться. Дорога почти сразу стала не особо проезжей, но так как сухо можно доехать. Сомнения её одолевали, мол, дескать, нельзя тут доехать, но если верить карте, то доедем точно. Через минут пять мы оказались рядом с берегом. Идём в сторону озера.

Когда я впервые увидел море. Это было на островной Греции, куда мы всё-таки решили полететь с подругой, несмотря на все наши разногласия в личном (на тот момент мы, в принципе, уже разошлись), так как не пропадать же путёвке, то увидел бескрайнюю водную гладь, которая уходила далеко за горизонт, но это был вид из отеля, где мы жили на минус десятом этаже. Тогда меня вид поразил.

Сейчас мы стоим у водной глади, сливающейся с линией горизонта, за которой отсюда ничего увидеть невозможно. Почти горизонт событий, но это не совсем так. Стоим на чистой песчаной глади. Чуть поодаль на естественной береговой линии находятся валуны, которые, скорее всего в своё время вынесло течение. Они все разной формы и массы. Здесь вид не хуже, а может даже лучше, чем когда-то в Греции, так как он настоящий.

Близ берега плавают лебеди, причём один из них очень внимательно смотрит за нами. Помня, как гуси (а лебеди, по сути, те же гуси) любят охранять свою территорию и нападать стаей, точно также внимательно следим за ними. Большая часть из них чистит пёрышки и на нас не обращает никакого внимания, кроме этого одного, дрейфующего на волнах.

Кроме лебедей по всему побережью больше никого нет. Делаем фотографии в различных ракурсах и двигаемся дальше. Ехать ещё чуть более двухсот километров. Возвращаемся осторожно и не спеша на асфальтированную дорогу и едем дальше по маршруту. Вообще неплохо было бы заправиться и перекусить.

Гдов остался позади. Впереди всё та же картина, но Чудского озера за лесом вдоль дороги не видно. Первую заправку мы пропустили, да и не совсем та, что нужна. Бензина хватит до конечной точки, но не люблю так ездить. А вот на вторую заправку заехали. Вообще заправок на своём пути не так уж и много видел. В Подмосковье заправки чуть ли не каждые десять-пятнадцать километров, а здесь – здесь их очень мало.

На заправке кормят хот-догами. Решили перекусить ими. Машина заправлена – отгоняю её в сторону, чтобы не мешать остальным. Мы здесь, минимум, минут на двадцать. Удивительно, но цивилизация в виде интернета здесь присутствует, хотя до населённых пунктов километров десять точно. Сесть внутри негде, поэтому идём на улицу и садимся там за столик. На улице в тени даже лучше, чем внутри заправки. Что до хот-дога, то он имеет классический вкус, который помню с давних времён.

Более двадцати лет назад в Москве наравне с палатками курами гриль, как их называли «карусель для кур», стояли палатки с хот-догами. Цена была что-то около тридцати рублей или чуть больше одного доллара за французский хот-дог. Не так дорого и себя можно было побаловать им. С соседом частенько, если куда ходили, подходили к палатке и брали такую нехитрую закуску. Двумя хот-догами можно было наестся на полдня, а если ещё взять пива или выпить его потом – целый день можно не есть!

Едем дальше. Что ещё я отметил в пути, так это то, что по мере продвижения на север вижу всё меньше рекламы «присоединяйся к своим» в различных вариациях. Если в Подмосковье, особенно в подмосковных городках она составляет приблизительно семьдесят-восемьдесят процентов, то здесь почти нет. Рекламы нет, зато ловцы с камерами тут преуспевают в маскировке своих постов, поэтому лучше не гнать.

Псковская область прощается с нами и начинается Ленинградская. Дорога до Сланцев не меняется и остаётся такой же. Когда въехали в Сланцы, то было ощущение, что переместились в Советский союз. Настолько всё здесь идентично тому времени, без каких-то новомодных дизайнерских фасадов. Если убрать современные машины, то и время будет трудно определить. Ближе к семидесятым, наверное. Несмотря на то, что город небольшой, широкие улицы и проезжие части, разделённые между собой подобием бульвара, здесь есть. Мне нравится.

В городе не стали останавливаться и едем дальше на Кингисепп. Название этого города приятно моему уху, но когда изучал, что там можно посмотреть, то понял, что смотреть там не на что. За Сланцами находится сланцевая гора. Говорят, что на место выработки можно даже попасть и подняться вверх, но сегодня этого делать не станем. Дорога до Кингисеппа извилистая вокруг железнодорожного полотна, которое приходится пересекать несколько раз.

Сам город объедем и возьмём путь на Алексеевку, а дальше до Большого Руддилова. А дальше – дальше дорога кончится, то есть это даже не дорога, а не понятно что. И по этой «дороге» предстоит проехать около двадцати пяти километров до Копорья. Знал бы прикуп, поехал иначе, через Бегуницы. Зато какие тут интересные названия населённых пунктов! Они явно со времён, когда эти территории были под финнами: Велькота, Ломаха, Систа.

В Копорье начнётся нормальная дорога, а на крепость забьём (туда без экскурсии теперь не попасть), так как уже подустали от дороги и до дома-то осталось всего ничего, менее ста километров. Выехали на Копорское шоссе и полетели до Ленинградской АЭС, где пришлось ехать медленно и долго: всюду лежачие полицейские, камеры и так далее. До Соснового бора была такая дорога. По побережью Таня не рекомендовала ехать, так как Финский залив всё равно с дороги за лесом не видно. Есть дорога чуть короче, по ней и поедем. Я и не против. Сам устал. Тут целиком и полностью доверяю моему гиду, изъездившему здесь всё вдоль и поперёк.

Выехали мы напротив форта Красная горка и поехали в сторону Лебяжьего. Трафик здесь существенно больше, чем был всю дорогу до этого от самого Пскова. За Лебяжьим и Большой Ижорой можно увидеть кусочки Финского залива. Осталось ещё чуть-чуть до съезда на КАД в сторону Кронштадта. Если у меня будет время, то доеду и до Ораниенбаума, и до Петергофа. Они – не основные точки моего путешествия, но было бы неплохо.

Повернули направо, на КАД, а мои мысли по инерции поехали прямо. Мне вспомнилось, как здесь, а было это более двадцати лет назад, довелось гостить в Ломоносове (Ораниенбауме) пару дней в морозный питерский февраль с ветром с финского залива. Спасибо Коле, что немного покатал меня и не только меня по Санкт-Петербургу и окрестностям. Тогда и пиво было вкуснее, что ли, да и я моложе. Из той поездки привёз «Властелин колец» в переводе Гоблина и студии Божья искра. На мой вкус, это его лучшая работа. Всё остальное, увы, какой-то шлак.

Дорогу над Финским заливом я представлял себе несколько иначе. Впрочем, по КАД и не ездил толком никогда, кроме небольшого кусочка возле Купчина. А тут – то ограничения скорости из-за ремонтов, то само дорожное полотно не очень, плюс поток машин достаточно плотный. Разрешённую скорость никто не выдерживает, даже в левых рядах едут медленнее, чем надо. Проехали Кронштадт, куда тоже хотелось бы заехать, и продолжаем движение прямо. До дома осталось совсем немного.

Съезжаем на Приморское шоссе и разворачиваемся в сторону области, на съезде разворота упираемся в пробку из-за ремонтов, но удаётся быстро её форсировать. Проехали под КАД и за станцией ЖД Александрийской повернули вглубь частного сектора Сестрорецка. Заехали в магазин, купили поесть и взяли пива. С разливным пивом здесь, конечно, не всё так интересно, да и контингент достаточно странный. Разворачиваемся и едем последние пару километров на сегодня до дома.

Добавить комментарий