Северо-Западный вояж

Великие Луки

Солнечная погода, сопровождавшая меня всю поездку, сменяется плотной облачностью. Некоторые тучи выглядят страшно: низко висят, налиты тяжеленным свинцом, готовые через некоторое время разверзнуться проливным дождём. Прогноз ничего такого на сегодня не обещал, но нужно иметь в виду. Надеюсь, это не помешает моей прогулке, а ещё неплохо бы покушать где-нибудь.

Дорога на въезде в город лучше, нежели чем в Ржеве, но разница между федеральной трассой и городской дорогой ощутима. Интересно, но здесь много людей на окраине в ожидании транспорта на остановках. Сами остановки здесь совершенно разные. Чем ближе к центру, тем остановки общественного транспорта выполнены лучше. Минимум три или четыре разных вида видел и всюду люди-люди. Вероятнее всего, замена производилась веерно в течение десятилетия и устанавливали их в разные периоды жизни города.

В самом городе есть новые развязки. Причём они многоуровневые, но при этом не являются широкими, а максимум по две полосы в каждую сторону. Хоть так, но какая-то цивилизация, похожая частично на крупный город. Пробок особых не замечаю, хотя навигатор мне их показывал. Давно за ним замечено, что в небольших городках понятие «пробка» совсем иное.

Исторический центр (проспект Ленина) выполнен в лучших традициях советского градостроительного зодчества шестидесятых-семидесятых годов. Асфальт здесь, похоже, тоже давно не меняли, хотя явных колдобин нет, но подушка поехала и едешь, как по стиральной доске. Ещё на дорогах в городе, если две полосы, то одна из них налево, а остальная – для всего. Это немного непривычно и не совсем удобно, так как таких, как я, здесь полно. Третья полоса, если она есть у тротуара, используется для того, чтобы кинуть машину. Указателей о платной парковке здесь не видел, в отличие от Ржева.

Доехав до моста через реку Ловать, резко свернул в сторону администрации. Там была парковка со свободными местами. Думаю, что это лучшее место, чтобы немного посмотреть на город. Скажем так, это его визитная карточка. Только серое небо немного портит впечатление.

От парковки сразу пошёл на набережную, чтобы поближе рассмотреть сосредоточенные здесь различные памятники и прочие МАФы. Первое, что попадается мне на глаза – это два стула. Гусары, молчать! Никаких пик и прочего не видел. Это для брачующихся или молодожёнов для памятных фотографий.

Возле воды чисто, но вдали видно, что ещё идут работы по обустройству территории. Людей на набережной практически нет. То ли погода такая, то ли просто понедельник и все находятся ещё на рабочих местах. На этом берегу смотреть особо нечего, а вот на тот берег нужно перебраться.

Поднимаюсь на мост, до которого так и не доехал, и перехожу по нему на другую сторону реки. Пока шёл по мосту, задался вопросом о еде. Где поесть? Случайно увидел столовую, в которой не сказать, что богато, но чистенько и доброжелательно. Второе с двумя настоящими котлетами из свинины вышло всего в сто девяносто рублей. Сытно отобедав, продолжил свой путь вдоль сельхоз академии (по этой причине такая столовка тут) по улице Матросова. В тот момент, когда уткнулся в его памятник, то всякие сомнения у меня отпали – это тот самый Александр Матросов, чей подвиг (грудью на амбразуру) увековечен на века. Он смотрит на свою площадь, где стоят памятники другим героям Великой Отечественной войны и горит вечный огонь. Иду в сторону необычного по архитектуре здания, в котором располагается краеведческий музей. По понедельникам они, к счастью, не работают, да и особым желанием его посетить сейчас не обладаю, но сфотографировать с разных сторон интересно.

Иду в сторону необычного по архитектуре здания, в котором располагается краеведческий музей. По понедельникам они, к счастью, не работают, да и особым желанием его посетить сейчас не обладаю, но сфотографировать с разных сторон интересно.

От него направился к инженерному бастиону, где стоит танк Т34-85, и к западным воротам Великолукской земляной крепости, через которые попаду внутрь. Когда оказался внутри крепости, то у меня было ощущение, что нахожусь внутри редана. По таким сооружениям довелось полазить на экспозиции Бородинское поле. Здесь, правда, высота ограждений (так как в этом не вижу никаких стен) повыше. Внутри самой крепости ничего не осталось, кроме пруда и немного брусчатки.

Иду к обелиску Славы, возле которого семейная пара с… рыжим котом. Кот на меня и фотоаппарат смотрит очень недобрым взглядом, но он в шлейке и на поводке, поэтому я в безопасности.

Великие Луки – это тоже город воинской славы. Соответственно, здесь всё или почти всё посвящено Великой Отечественной войне. Вот и этот парк – визитная карточка города и здесь всё или почти всё напоминает об этом.

Спускаюсь от обелиска вниз к набережной. На стене крепости или холме со стороны реки написано «Великие Луки 850». На самом деле городу чуть больше лет. На этой стороне набережной из невоенной тематики только одна табличка, установленная памяти погибших участникам ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС.

Свинцовые тучи меня начинают напрягать, поэтому решил чуть ускориться, но дойти до тех мест, что показались мне интересными, надо. После продолжу свой путь в сторону Пскова, а по пути заеду ещё в одно место. До него чуть более двухсот километров. Бензоколонку по пути найти всё-таки придётся.

Через минут пять дошёл до Динопарка – парка динозавров. Динозавры здесь могут даже двигаться. Чуть подальше находится Луна парк, а также на Ловати – лодочная станция, которая сегодня не функционирует. На противоположной стороне похожая лодочная станция с катамаранами, выполненных в форме кабриолетов известных марок – Мерседес и Бэнтли. Когда ещё на такой дорогой машине поплаваешь? Со стороны же они смотрятся презабавно.

Что же, на этот раз всё. Прогулка завершена. По мосту быстро дошёл до машины. Внутри салона не было удушливо жарко, как это бывает обычно. Тучи. Пора на выезд. Начинаю обратный путь до трассы. Еду и разглядываю дома, находя в них знакомые черты из других городов, заново отстроенных в пятидесятые-семидесятые годы. Вроде бы центр ещё и не такой старый, как Руза, Тверь, Рязань, но сильно виден возраст, требуется реставрация и модернизация фасадов. Ещё понравилось то, что здесь в отличие обозначенных городов в центре не только плитка, но и деревья, отделяющие тротуар от дороги. Центральные улицы озеленены. Непривычно. В Москве уже давно такого в центре нет, там идёт бой за каждый сантиметр пространства, но здесь всё иначе.

На выезде из города вижу радиоэлектронный завод. Может быть, здесь выпускали те самые радиостанции «Пилот»? К сожалению, у меня не осталось инструкции от неё, а интернет мне не смог помочь в поиске адреса или инструкции от радиостанции. Заворачиваю на заправку перед трассой. На ней система – сначала заправься, а потом оплати.

Пока не в пути, глянул прогноз. В Пскове ливень и всего плюс шестнадцать. То ли сходить в туалет переодеться в тёплое, то ли будь что будет? На месте можно будет переодеться всегда. Покидаю Великие Луки и теперь неизвестно, когда ещё приеду сюда. Город останется в воспоминаниях и многочисленных фотографиях, что сделал за прогулку, длиной в пару часов.

Добавить комментарий