Излишняя политизация общества

Хотел было написать о поддержке малого бизнеса, но, пожалуй, воздержусь. У меня хоть и не политический блог, но «политизация» общества меня волнует достаточно сильно. И волнует она меня лишь по той причине, что она уводит от действительного решения проблем, создавая иллюзию того, что всё само наладится, надо только сменить лошадь на переправе. Увы, но дело далеко не в хромой лошади, с которой мы отождествляем все наши беды и невзгоды. Сменив её мы не поскачем резко вперёд, по пути к прогрессу и процветания.

Проблема, на мой взгляд, не столько в верхах, которые не хотят, сколько в низах, которые не хотят или не могут, и это вызвано не прямым желанием ничего не делать, а боязнью ответственности за собственные действия.

Смена правящей элиты не приведёт к установке нового порядка, кардинально отличающегося от нынешнего, но может вызвать в людях некоторую эйфорию дозволенности и проявления демократии. Это ненадолго — это как и лёгкое опьянение игристыми винами, которое кружит голову, создавая представление о том, что наши возможности куда больше, чем нам представляется, и делая нас более податливыми.

Что первый ингредиент, что второй — очень важны для переходного правительства, если такое произойдёт. По сути, мы пойдём по тому же сценарию, что был написан лет двадцать назад, а точнее сказать, ещё двадцать пять лет назад. И так как мы будем бороться не с причиной, возбудителем болезни, а с рецидивами, то через какое-то время мы вернёмся в исходную точку, что существует на данный момент, то есть протрезвеем, чтобы снова залиться вином.

Макиавелли в труде «Государь» очень точно сформулировал: «каждый народ заслуживает себе своего правителя». Его можно понимать буквально, можно и косвенно, только косвенно это будет означать, что любой правитель и система живут в каждом из нас, и заменив правителя — система не изменится, так как его главной задачей будет борьба с этой построенной системой, то есть с самим собой и себе подобными.

Понимаете, у нас есть взятки. Они есть везде, в каждой стране, но у нас их ставят в вину правительству. Да, они итог принимаемых законов, когда легче дать «на лапу», чем делать по закону, так как казуистика, которой пропитаны любые кодексы, способствует развитию незаконного бизнеса чиновников, так как исполнение и приведение в жизнь законов их задача. Да, той самой армии чиновников, живущих бок о бок с нами, а не в каком-то сферическом вакууме. То есть, это простые люди, граждане нашей страны, наделённые государством определёнными полномочиями, благодаря которым они получают для себя определённые привилегии, при лояльности к существующему строю, системе. В случае если этот чиновник-гражданин не согласен с положением дел и открыто об этом заявит, то система его либо отвергнет, либо подавит. А что такое «система»? Это общество таких же граждан, мотивированных одной целью, сферой деятельности, работой. Так что как не назови — ничего не изменится. Это мы и увидели на примере с милицией — полицией.

Одна из наших главных проблем — проблем именно наших сограждан заключается в том, что они настолько запуганы, что ничего не хотят делать для общества. Я их понимаю, так как за это можно действительно пострадать и очень крупно. Да что там общество-то абстрактное? Для ближнего своего ничего не хотят делать, который нечаянно споткнулся и упал. Человек не может жить обособленно, так как человек социален по своей природе, и тянется к другим людям. Сознание, уважение, ответственность и бережливость рождаются при работе для других людей, на общество, когда человек часть своего труда и времени направляет не в своё благо. Именно социализация и должна начаться в нашем обществе. Она сплотит людей в их общем стремлении навести порядок. Ответьте честно, вы в своём подъезде когда-нибудь мыли сами хотя бы свою лестничную клетку? А после того, как сами насвинячили? Наверное, нет. Вот в этом и есть наша главная беда.

А со всех сторон зомбируют: «Не делай добро. Не делай, так как от него и пострадаешь, так как кругом завистники и враги». Что-что, а советская агитация, а теперь и российская очень справлялась со своими задачами весьма неплохо. Ведь власти не нужно неуправляемое и неконтролируемое добро. Она категорически не заинтересована в нём, так как не знает, что с ним делать.

Добавим к этому и наш менталитет терпимости, взращиваемый веками, как церковью, так и применением грубой силы со стороны наместников-самодуров. Всего сто пятьдесят лет назад на Руси пало крепостное право, но сознание «крепостного» осталось в нас на генном уровне. Хотя в деревнях было как-то лучше — там старались держаться друг дружки. Такие соседские отношения всем селом я застал ещё во время советов, но деревни уже тогда были тупиком для дальнейшего развития человека по жизни, поэтому молодёжь массово сбегала в города. Недавно я посетил в рязанской области глухую деревушку, где жил мой дед по материнской линии. Там встретил и Алёшку, с которым вместе лазали по комбайнам и колотили приборы.

Жизнь его не сложилась, да и в город ездить боится, так как всюду пытаются развести на деньги доблестные сотрудники полиции, да и как в этот город ехать? Автобус в день ходит от силы три раза, да и то не всегда. Поэтому по близлежащим сёлам и ездит работать. На бутылку и похлёбку хватает. Вот и вся жизнь. А присмотревшись внимательно к обитателям деревни, я для себя отметил, что среди них много таджиков, киргизов без имени, адресов и гражданства, которые поддерживают своё хозяйство, но ничего не вкладывают, так как, во-первых, нечего, а во-вторых, как я понимаю, они тут временщики, поэтому никакого смысла в этом нет. Хотя, кто знает, может быть и останутся навсегда.

Вот так и живут: без будущего, без настоящего, да и почти без прошлого. И что там в этом прошлом было? Да ничего в нём не было. Есть ли у них возможность или шанс выбиться в люди? С каждым днём всё меньше и меньше, да и свои не дадут вырваться: поклюют да не помилуют. Все дела на деревне решаются просто. Без закона, просто по понятиям. Участковый-то сам боится иной раз заехать туда. Так что крепостничество на Руси, длившееся несколько веков, и по сей день продолжается, разве что барин в одной конкретной деревушке стал абстрактным лицом — государством.

Так вот, возвращаясь к нашей теме. Любые позитивные изменения могут начаться только снизу, с общества, в котором мы все живём. Но до этого мы должны качественно дорасти и быть открыты и доброжелательны для своих соседей и общим проблемам. Я говорил, что всё начинается с малого: с общего подъезда, двора, судьба которых нам небезразлична. Причём понуждать в решении данных проблем не нужно, нужно лишь мотивировать к тому, чтобы люди были сами заинтересованы в этом, понимали выгоду для всех и в частности для себя. Вот он путь к гражданскому обществу, не путём сбора для решения какой-то абстрактной проблемы, типа, нелегитимности власти, а конкретной, касающуюся в первую очередь вашей среды обитания и вашей же безопасности. Добившись этого вы вряд ли остановитесь на достигнутом. И не нужно уповать на изменение власти, нужно объединяться, делать и добиваться самим. Лишь после этого можно рассчитывать на какие-либо позитивные изменения в нашей стране в целом, и власти — в частности.

Добавить комментарий