Странно и забавно бывает всё в этом мире. Как издревле говорили: «всё течёт — всё меняется». Увы, этим изменениям подвержено буквально всё. Вне зависимости от того, живое или неодушевлённое. Мы рождаемся, растём, стареем и умираем. Настоящий жизненный цикл, и он есть у всего.
Я сам не понимаю, почему я ударился в философию; может, потому что не могу найти ответы на мои вопросы или я перестал верить сейчас тому, что говорят нам с экранов телевизора, вещают из приёмников и пишут в газетах? Но полное отрицание всего, на мой взгляд, глупо, но при этом у меня нет никакой веры в то, что я вижу — правда.
Гадать на кофейной гуще или искать истину в вине мне не хочется. Да и время сейчас достаточно нервное — всё-таки выборы на носу, и каждый хочет показать себя с лучшей стороны: мол, полюбуйтесь на меня, какой я растакой, что я уже сделал и что я вам сделаю завтра! Чушь! Естественно, его выберут, но обязательства, которые он клятвенно обещал исполнить, так и останутся на словах, которые никогда не обретут своёго материального облика. А не пообещаешь — не выберут. Но не идти на выборы тоже не выход, тогда, по всей вероятности, выберут другого. Это как в притче о начальнике: отправили требовательного начальника в отставку, а на его место пришёл другой, более требовательный. За что боролись на то и напоролись.
И опять мы вернулись в начальную точку этого замкнутого круга. Что-то надо менять, точнее не что-то, а кого-то — людей. Правда поменять их сознание в очень короткое время невозможно. Изменять нужно не путём пыток и репрессий, проводимых нашим государством, а путём обращения людей к нашей культуре и искусству. Особое внимание здесь стоит уделить детям, так как они будут жить после нас в этой стране и наша обязанность передать им опыт, накопленный предыдущими поколениями; не разорвать связь между прошлым и будущим.
Однако на голодный желудок, только вот, культура плохо воспринимается. Да и какая культура, если человек не может быть уверенным в завтрашнем дне? Ему бы прожить день сегодняшний, а там, глядишь, и до завтра протянем.
Каждый день из телевизора сообщают о новых построенных дорогах, о повышении ВВП, о других не менее значимых событиях. Только как я ездил по плохим дорогам, так до сих пор и езжу, набивая головой шишку о крышу автомобиля. И это в столице. В других регионах нормальных дорог нет вообще, за исключением федеральных. Есть отдельные участки относительно хорошего дорожного полотна, но не дороги. Это так — направления, по которым можно добраться.
Да, ВВП растёт, однозначно. Растёт не по дням, а по часам, вместе с прожиточным минимумом. Только последний растёт намного быстрее.
Нам говорят, что в России формируется «средний» класс. Покажите мне его? Я его не вижу. Есть некоторые особи, которые более-менее хорошо живут, но их немного. У нас нельзя чтобы всё было по-честному, потому что тебя, либо снимут, либо прибьют, чтобы не мешал нормальным людям по-своему работать. Зачем нам какая-то конкуренция, зачем нам снижать сверхприбыль, нам и так хорошо. Как К. Маркс написал в своем «Капитале»: «человек, получающий прирост от начального капитала сто процентов, способен на всё, даже убирать всех своих противников». К стыду, сейчас так оно и есть. Москва — один из самых дорогих городов, стоящий на третьем месте в этом списке. Только зарплаты по сравнению с другими странами смешные. Интересно, как мы живём? Или же мы просто существуем?
Мы не привыкли работать как они, но наши амбиции требуют таких же зарплат. Мы не можем или не хотим давать рынку качественный продукт. В чём проблема? Может быть в наших бесплодных амбициях? В том числе и в них, но у нас есть ещё и разные про-государственные «крыши», которые на корню попытаются либо зарубить хороший бизнес, либо прибрать его к своим рукам. Опять же — неуверенность в завтрашнем дне. Опять же возвращаемся к началу.
Рождаемость падает, а смертность растёт. Стареем мы потихоньку, деградируем. Я понимаю будущих пап и мам, почему они не хотят иметь детей. Им бы самим выжить, а тут ещё за ребёнком присматривай. Пока государство — да-да, именно оно, не даст уверенности, мы будем вымирать. И откуда нас 160 миллионов взялось, я не могу и ума приложить. Может из-за миграции населения из более бедных соседних республик?
В России есть места, где есть жизнь, где живётся плохо и места, где жизни никогда больше не будет, там живут люди, которым уже не хочется жить и бороться за место под солнцем. Жизнь им уже не нужна. Тем, кто не был в таких деревнях, тому этого не понять. Там царит особый дух смерти, не тот сладковатый привкус, которым наполняется комната перед тем, как человек отдаст душу, а гнетущее чувство, что уже ничего невозможно, но вопреки люди продолжают жить: плохо, бедно, без ожидания изменений в жизни — продолжая при этом пить, сильно пить. Жизнь многогранная у нас, а у них всего лишь плоскость. И вы думаете, что за счёт них мы войдём в светлое будущее? Нет, мы туда даже не ввалимся. Мы тормозим сами себя. Нет никому дела до них, а им, в свою очередь, до нас. Вот так и живут вроде бы одни и те же люди одной страны, но как бы в разных государствах.
Дойдёт ли туда жизнь? В избранные сёла дойдёт, вместе с электричеством и асфальтом — в рамках предвыборной кампании, а потом также весело уйдёт вместе со столбами, проводами, дорогами и обещаниями.
Я иногда задаю себе вопросы: «смогу ли я жить завтра в этой стране?», «смогу ли я обеспечить нормальное будущее своей семье или это всё пойдёт прахом?» Я неуверен сейчас вообще ни в чём, точнее, почти ни в чём. Я рад, что меня окружают хорошие люди, которым можно верить и доверять, которые не подведут в самый ответственный момент. Хочется жить по совести, а не по понятиям.
Мне хочется верить в то, что будут бескорыстные люди там, наверху, которые будут профессионально вести политику, действительно направленную на реальное улучшение уровня жизни в стране, на расчистку завалов в органах власти. Хотя это всё похоже на какую-то сказку — утопию — где добрый маг или волшебник одним движением поменял всё вокруг.
Опять же, возвращаясь в начало, я хочу отметить, для того, чтобы развиваться, нужно суметь не оторваться от своих корней, передать накопленные знания потомкам. Нужно знать историю своей страны, путешествовать по стране, а не лететь в Турцию или в Египет. В России есть много хороших и очень красивых мест, которых нет ни на Западе, ни на Востоке. У нас удивительная, но в тоже время непредсказуемая, страна со сложным подростковым переходным характером.
Я верю в то, что завтра будет лучше, чем сегодня, и мне не придётся снова одевать розовые очки. На мне они будут смотреться действительно странно.
Опубликовано 26 августа 2003