О бывшей работе

То, с чем я, таки, не согласен. А таких ключевых моментов, увы, очень много (к заявлению об увольнении, — прим.).

Все мы прекрасно знаем, в какое мы время живём. Да, есть нестабильность, ежегодно появляется множество фирм и фирмочек, которые через какое-то время делятся или же распадаются насовсем. Сия участь не миновала и компанию «Цифровые Системы», которая выросла из «Ком-Ком», а потом, летом 2003 года, из-под её крыла появилась ООО «ДССЛ», которые продолжили работать на одном рынке, но с разным товаром. Тогда долго дискутировалась тема кто кому и что должен. К великому сожалению или же счастью, должников не было, но подгадить конкуренту хотел каждый.

Да, дело конечно же не в этом. Одни процветают, другие им завидуют. Таково устройство жизни. Но во мне всегда жили вопросы: почему мы на фоне конкурентов выглядим хуже, почему у нас падают продажи, почему от нас уходят хорошие люди, которые сделали немало для становления марки.

Вопрос первый: «Почему мы хуже?»

Вопрос, на мой взгляд, риторический. Да, в нём и кроется ответ, он противоположен вопросу. Мы не хуже, а может даже в чём-то и лучше. На самом деле у нас на работе подобралась очень хорошая компания специалистов, которые разносторонне развиты и технически подкованы. Винить их, если и можно, то не в первую очередь. Программы, читайте удачные релизы, которые были протестированы не один день и не одну ночь, работают по несколько месяцев на серверных системах во многих зданиях, гостиницах, магазинах. Многие нахваливают систему за удачный простой дизайн интерфейса, многофункциональность и безглючность. Ведь любят нас, так почему же мы хуже?

Я постараюсь кратко объяснить почему. Вот, к примеру, представьте: приходите вы в магазин, покупать какой-либо товар и просите продавца его показать. Но вдруг у товара отваливается что-то, повисает или ещё что-то, но при этом продавец уверяет вас в том, что ничего подобного именно у вас не произойдёт, ничего не сломается. Вы скажете что за бред? Отвечаю: это реальность, творящаяся в отделе продаж, где на демонстрационных компьютерах тестируется «бета» версии релизов, на возможные глюки. Разве можно тестировать товар (в этом случае уже товар, так как речь идёт о реальном ПО и платах видеоввода, которые стоят в компьютере) на глазах у конечного потребителя, который на основании того, что увидит своими глазами составит своё впечатление о нашем товаре, марке и фирме. Да, каждая система может повиснуть, но вопрос в другом, зачем о себе формировать такое мнение? Мы хотим продать, но делаем всё, чтобы не продать. Абсурд.

Опять же вернёмся к выставкам, проходящим как в Москве, так и за её пределами. Выставка — место для демонстрации максимальных возможностей, место для того, чтобы продемонстрировать свои достоинства, а не недостатки. Лично мне довелось поработать на двух выставках — «Технологии Безопасности-2004» и «МИПС-2004». После первой выставки я сделал для себя вывод, что готовиться надо заранее, хотя бы за месяц, подготавливая компьютеры, программное обеспечение, которое будет стоять на них и тестироваться. Изучать углублённо параметры системы, возможные каверзные вопросы. Да-да, техническая подкованность в вопросах, пусть и общих, и свободная речь — залог успеха и заинтересованности потенциального потребителя стендом и товаром. Оформление стенда составляет определённый визуальный ряд марке и товару. Но то лишь в книжках и на бумажке, реальность расставляет свои коррективы во всём. Вот и к выставке, в частности подготовка к ней началась ровно за несколько часов до её начала. Опять же хочется задать вопрос, на который очень хочется услышать разумный ответ — что за это время можно успеть сделать, что за это время для стенда можно успеть заказать? Да ничего нельзя, практически ничего. Выкрутились, однако. Что-то успели собрать для стенда, правда выглядело это неказисто, но всё-таки что-то показывало. Первый день выставки мне было просто стыдно, за наши откровенно неприкрытые дыры, непродуманности самого стенда, крепления камер и тому подобно. Хуже этого было то, что и программное обеспечение не очень-то дружелюбно было к нам: то виснет, то белые окна покажет — опять же «бета» версия ПО. Я уж не говорю о себе, что первую ночь мне удалось поспать лишь полчаса, да и вторую я спал совсем немного, но хотя бы что-то по стенду сумели сделать: спрятали стойку камер, закрыли некоторые нежелательные открытые места плакатами. ПО обновили тоже, вроде работать стало устойчивее, но опять же при просмотре архива компьютер повисал, либо выпадал в дамп. Не дело это, не дело. В предпоследний день, уже после обеда наш компьютер единственный окончательно умер смертью храбрых. Винчестер не выдержал такой нагрузки. Заодно и видеокамеру пришлось поменять. К концу дня сумели восстановиться.

Естественно, после выставки положено делать выводы, анализировать ошибки, выявленные в ходе выставки, наши просчёты во всём. Кроме меня их, по-моему, не сделал никто. Да и сам анализ руками директора был направлен по назначению, сами знаете куда. Мол, хорошо, конечно, но без тебя мы и сами разберёмся. Поверил. Зря в русской крови существует вера в лучшее, в то, что-то когда-то измениться в лучшую сторону по отношению к чему-либо. «МИПС-2004» я даже описывать не буду. Всё было точно также, кроме подготовки стенда, которому не хватало лишь света софитов, а так оформление было на высоте: цветовая гамма целиком располагала к себе. В остальном же — без изменений. Мне было жалко не столько себя, краснеющего перед клиентами за вечно повисающее ПО, написанное накануне в субботу. Мне было жалко за новых менеджеров, которые попали в форс-мажорную ситуацию, когда приходится всё решать очень быстро, а ведь работали они у нас всего неделю и не знали тогда ещё всех тонкостей системы.

Как я не пытался повесить похожие системы у конкурентов, мне удалось сделать это лишь однажды, насколько я ещё помню, не то, что у нас. Так и хотелось на мониторы повесить бумажки — «Выставочный экспонат. Руками не трогать». Опять же я сделал очередной отчёт по выставке, с которым были согласны почти все, кроме как руководства, которому, как мне кажется, совсем безразлично то, как мы работаем на стенде, что мы испытываем при повисании системы и так далее, можно бесконечно перечислять. Если не делать работы над ошибками, то не будет идти прогресс, будет топтание на месте и ловля блох среди тех, кто всё-таки был виноват, штрафовании их, удержание зарплаты. Очевидно, что виноваты исключительно они, а не руководство, которое дало приказание ставить самые последнее ПО, которое толком не было протестировано.

Я не буду говорить о том, что ни за одну выставку, я ничего не получил. Так сказать, бесплатно поработал, пообщался с клиентами. Спасибо, мол, за то, что помог. Иди. Занимайся своим делом дальше. Здесь не подходят идеи, типа, задай вопрос самому себе, почему ты ничего за выставку ничего не получил? Почему этот вопрос должен ставить я самому себе? Разве мы плохо представили товар? Разве мы его не показали лицом? Конечно, я получил что-то за выставку, если перечислить это: выговор, возможность лишения работы, удержание зарплаты более, чем на месяц и один лишний выходной день.

Я не мелочен, просто мне не нравится такой подход к людям, считая их полубесплатной рабочей силой, которые обладают знаниями и которых можно поставить практически в любом месте, чтобы ими заткнуть ту или иную дырку в кадрах, после чего сказать, что они ничего не умеют и надо заниматься своим делом.

Это первое, что меня заставило принять решение об уходе.

наверх

Вопрос второй: «Основа работы»

Не буду перечислять всю кухню: то, как что-то идёт от слова к готовому товару. Однако тут следует оговориться, потому что в конечном итоге нужен именно продукт, с заявленными техническими характеристиками, а не набор для самостоятельной сборки потребителем. Наша большая проблема была в том, что никакого технического задания (ТЗ) никто никогда не давал и даже не формулировал чётко, лишь в общих чертах, которых, при более углублённом изучении, всплывали подводные камни, исправляемые по собственному усмотрению. Но и тут всё не так, приходит начальство, резко критикуют весь проект и если он уже доведён почти до логического конца, забирают его себе, немного переделывая под себя. В результате вместо какого-либо поощрения ты получаешь очередную пощёчину, для того, чтобы работал дальше лучше. Ни проекта, который в дальнейшем надо обслуживать, ничего на руках нет и, простите, как его поддерживать. Ведь настанет час, когда придут именно к тебе и попросят сделать его, либо что-то переделать.

Второй больной вопрос здесь — финансирование проекта. Должна быть составлена определённая смета проекта, тех денег, которые необходимо выделить для того-то и того-то. Вот и получается, что говорят одно, а бухгалтер смотрит на тебя непонимающими глазами: на что тебе деньги и зачем? Прямо-таки настоящая бюрократия. А вложив свои имеешь шанс их не вернуть обратно.

Подводя итог, чтобы начинать какую-либо разработку, хоть серьёзную, хоть простую, нужно прекрасно представлять то, чего ты хочешь добиться в конце; то, на что ты можешь рассчитывать при разработке; востребованность её покупателем. До сих пор больно смотреть на релейный блок, лежащий на подоконнике у нас в комнате, который был сделан буквально за несколько часов, был специально под него переписан ПО, а теперь он доживает последние деньки, ожидая своей разборки железки. Лично мне больно на это смотреть, а им — извините, не потребовалось. При наличии всех этих составляющих и наличия чётких сроков, можно что-либо требовать с человека.

Это причина вторая, которая меня убеждает в уходе.

наверх

Вопрос третий: «Почему от нас уходят люди?»

От нас ушло не так уж и много людей, но всегда необходимо задумываться почему они ушли от нас, что же их не устроило. Была ли это их вина, хотели ли они слишком много за ничего, или же наша вина. Ну да, конечно, кого-то что-то не устраивает — бескомпромиссно: не нравится — иди там, где нравится. Результаты: недописанный хелпфайл, недоработанный целый достаточно дорогой проект по внедрению на платформу Windows Embedded. Отдачи ведь никогда не будет, если не удовлетворять потребности работника, а только требовать-требовать и кормить завтраками и оплатой по факту. Однако живём мы сейчас, а не по факту. Вот и не выдерживают люди, уходят. Так было, кстати, не однажды и из этого следует сделать вывод.

Почему уходят клиенты? Потому что появляются глюки в программе. Нет, не потому что программисты так во всём виноваты, а лишь потому, что хотим побыстрее вытолкнуть на рынок новые возможности, не протестировав систему как следует. Опять же, не моя ошибка, но очень распространённая у нас.

Это очередная причина, потому что я знаю, что не доведу ни один свой проект до конца, потому что его заберут на доработку. Читай выше.

наверх

Вопрос четвёртый: «Бесформенность»

Если пытаться обрисовать внутреннюю политику нашей компании, то её можно охарактеризовать единственным словом — «бесформенность». У нас есть директор — голова, также есть отделы — части живого организма. Тут и возникает проблема взаимосвязи отделов фирмы с директором. Есть жёсткая политика по маркетингу и рекламе, которой как таковой и нет, точно такая же незадача с сайтом, непонятные отношения различных отделов между собой, когда одни ставят тестовые программы в офисе продаж, и прочее. Отсюда вылезают все коллизии и в конце, хотя всем этим руководит мозг. Также голова абсолютно не хочет реагировать на какие-либо вопросы и идеи, возникающие в отделах. Подчас как эти идеи являются правильными, потому что отделам лучше знать как работать с другим отделом, а не так, как хочет голова. Во всём должна быть гармония, в том числе и фирме. При этом должны быть чётко установлены взаимосвязи между всеми отделами и центром, только после этого возможна нормальная продуктивная работа дальше, чтобы никто ни за кого не краснел, не было штрафов и каких-либо задержек.

И при всём этом как раз центр формирует задачи и работу всех своих отделов, а не отделы формируют свою работу. Конечно, они могут, но, позвольте, в каком направлении они будут развиваться? Откуда им знать, куда надо развиваться всей компании? Ведь у нас нет каких-то общих целей, перед каждым ставиться своя определённая задача, а не он ставит её перед собой. Просто возникает абсурдная ситуация, когда не работодатель даёт работу, а работник даёт работодателю работу. Отсюда опять же обвинения в не компетенции сотрудника. Разве нельзя показать направление, в котором надо приложить усилия для развития? Нельзя сотрудника принять, поговорить с ним, посоветовать, выслушать понимание задачи? Я думаю, что, наверное, можно. И не надо много философии. Она — мутная вода, в которой можно не заметить главного, того малого, что действительно не обходимо сейчас. И не жизнь винить в том, что она нам ставит очередную задачу. Да, она ставит её, но она её ставит мозгу, который потом трансформирует её в более понятные импульсы для органов — отделов. Или же я опять неправ?

Каждый должен знать свою конкретную задачу, которой является должностная инструкция, придерживаясь которой сотрудник будет развивать своё собственное направление. А то получается, что все в ответе за всё сразу, одни мы не причём! Так же как нельзя спрашивать с нового сотрудника в авральном порядке то, что он должно было сделано три года назад. И уж тем более штрафовать за это. А последние дни это выявили.

Увы, если в компании ничего не изменится ближайшие пару-тройку месяцев, то спад продаж продолжится с угрожающей величиной, а там и люди не заставят себя долго ждать — пойдут вслед. Политика должна быть разумной и прозрачной, чтобы каждый человек мог понимать, какое место в компании он занимает, а не то, что он совершенно никто, с которым никогда не будут считаться. Нужно уметь видеть перспективы, в том числе и для развития, а это будет возможно лишь после установления грамотного управления — менеджмента.

P.S.: Я знаю, что Директор ООО «Цифровые Системы», Нагибин Геннадий Николаевич, данные каракули читать не будет, так как он занят более важным делом, но, увы, реальность такова, что необходимо прислушиваться к тому, что говорим все мы, иначе проект SiViNeya и AViaLLe просто-напросто умрут. Также я надеюсь, что мои слова не оставят Вас равнодушным к большой, к сожалению, уже только Вашей, проблеме.

наверх

С уважением,
Сергей Владимирович Тимофеев
5 июня 2004 года
icq uin: 141088, 76113408
e-mail: sergei@timofeyev.net.ru

Проекты, которые вёл я, и которые остаются за ООО «Цифровые Системы»:

  • Разветвители 18.10, 18.11, 18.12;
  • Конвертор (в недоделанном состоянии) 50.02;
  • Приёмник телеметрии;
  • USBox;
  • Некоторые другие ПП разработанные мной перед выставкой, срочно сделанные и т.д.

Неуказанные здесь проекты никакого отношения к интеллектуальной собственности ООО «Цифровые Системы» не имеют.

Опубликовано 5 июня 2004