Выпуск 2004

Ставшее традицией…

Да, вспомнить только, что школа осталась за спиной, где-то там, уже давным-давно, если быть точным, то шесть лет назад. Я прекрасно помню свой выпускной в девятом классе. Конечно, он был не такой как у одиннадцатиклассников, которые гуляли чуть позже, но прекрасно помню дату — 19 июня 1998 года. Не было ни костюмов, ни вечерних платьев. В пятнадцать-шестнадцать лет над этим только-только начинаешь задумываться, так как на уме лишь игры, надоевшие учителя, пристающие с тем, почему ты не выполнил домашнее задание, первая любовь и так далее. Каждый, я думаю, вспомнит себя в этом самом прекрасном возрасте. Тебе всё по колено, соответственно всё можно. Сейчас ушла та доля пофигизма, которая была тогда.

Утро 19 июня. А всё начиналось мирно и спокойно. Это был день вручения Аттестатов (с большой буквы потому, что для многих он стал путёвкой в жизнь, тех, кто не захотел продолжать учиться). Собрали нас на пятом этаже нашей школы в актовом зале. После чего нас всех поздравили и отправили вниз на первый этаж, где была запись в десятый класс. Я тоже подал заявку, которую приняли, но летом я поступил в техникум, поэтому я продолжил своё образование в нём, о чём собственно и не жалею.

Обычно в девятом классе всё этим и заканчивается без какого-либо банкета. Но наши учителя всё-таки решили устроить нам небольшой праздник — дискотеку с небольшим столом. Мы, с моим другом Шуриком, туда идти вообще не собирались, мы хотели отметить по-своему — тихо посидеть и попить пивка. Да, помню я ещё то время, когда Очаковское пиво было хорошим, и после него наутро не болела голова. Затоварились (не так уж и много — по три банки 0,33) и пошли… правильно, на школьный двор, где и сидели под музыку, доносящуюся с дискотеки из актового зала. Но так и бывает, что пиво кончается вместе с какими-либо гранями и тянет туда, где народ. В школу.

Несмотря на то что на улице было ещё светло, а времени ещё не так много, в актовом зале было достаточно темно. Скучающие лица, сидящие на стульчиках по краям зала отдалённо напоминало о том, почему мы все здесь собрались. Благодаря тому, что я знал в школе не только учителей, но и методистов и психологов, удалось достать гитару. Оживились все. Пели песни и просто играли. Так всё и закончилось — в десять вечера. После чего мы пошли в соседний двор, где и продолжили отмечать до ночи, сидя на лавочках. Это был мой выпускной.

Через два года выпускались наши одиннадцатиклассники. Был очень жаркий июньский день. На вручение аттестатов я приехал где-то к одиннадцати дня. Торжество было в самом разгаре. Как приятно было видеть всех вместе. Все красивые, счастливые, нарядные и солидные. Казалось бы, прошло всего лишь два года, а как мы изменились, и ведь не в худшую сторону. Впереди их ждала небольшая передышка, а потом поездка по Москве и, конечно же, кульминация всей учёбы — выпускной бал до утра.

Выпускной бал, наверное, одно из самых запоминающихся событий на всю жизнь. Это как первая ступень на пути к взрослой жизни. Скоро ждут ребят вступительные экзамены в институты, академии, университеты. Но это будет чуть позже, а не сейчас и не в эту сказочную прощальную ночь с детством. Всё-таки если сравнивать учащегося одиннадцатого класса и, допустим, учащегося второкурсника в техникуме, то последний будет знать о жизни и иметь багаж знаний значительно больше, будет более взрослыми. А школа — домашний коллектив друзей, учителей, которые всем сердцем переживают за тебя.

Когда мне было лет шесть, то я задался вопросом о том, что одиннадцать лет это так много и так нескоро. Лишь с усмешкой теперь я вспоминаю свои слова и думы. Время пролетит как мгновение, оставив в память о себе небольшой налёт печали и теплоты. Поэтому, если ученик дорос до выпускного, то ни в коем случае нельзя его туда не пускать или увозить с собой заграницу, или же на дачу. Эту ночь нужно пережить, эта ночь последняя, когда все мы встретимся вместе. Всё это сейчас, и никогда потом…

В девятом часу вечера был назначен сбор в стенах школы, после чего посадили моих бывших одноклассников по автобусам и повезли гулять по Москве. Программа гуляний выпускников по Москве откатана годами: Красная Площадь, Смотровая площадка на Воробьёвых горах, Поклонная гора, — обязательные места для паломничества ребят, а дальше на усмотрение школы.

После поездки кто-то возвращается в школу, кто-то едет в ресторан, кто-то на речной трамвайчик до утра. Вообще каждая школа хочет выделиться по-своему, устроив ночь для своих родных и бывших учеников по-особенному.

Тогда у меня только началась сессия в техникуме и вечер выдался у меня не напряжённым, так как следующий экзамен должен был состояться через пару дней, поэтому я спокойно оседлав своего верного и надёжного двухколёсного коня, направился на Поклонную гору. Движение в Москве в столь поздний час было на редкость оживлённым и наводнено автобусами с выпускниками. Тесно на дороге, плюс ограничено движение возле обозначенных выше мест. Для меня были открыты все дороги, включая и те, по которым нельзя ездить автомобилям.

Где-то в половине одиннадцатого я случайно наткнулся на автобус, в котором сидели наши. Вид у них был уже уставший (ещё бы целый день так помотаться, плюс бессонная предыдущая ночь, связанная с приготовлением к торжеству). Постучал в окошко автобуса, чтобы меня заметили. Реакция была адекватной, буквально весь автобус вывалился на улицу. Все хотели поделиться своей радостью и просто поговорить, так как днём мы не смогли поговорить. Хотели даже взять с собой, но я отказался, ссылаясь на то, что раньше их буду на Смотровой площадке. Я не ошибся. Я приехал на Смотровую через пятнадцать минут, тогда как они прибыли минут через тридцать. Пробки. Пошатавшись немного по Смотровой, всех усадили в автобус и увезли в школу. Куда, собственно, и я проследовал.

Когда я подъезжал к школе всё было тихо и спокойно, правда ещё не всех сумели загнать вовнутрь. Постояли, поговорили, чего-то даже выпить сумели безалкогольного. Я же, как никак, за рулём. Вышла наша директриса и всех выпускников загнала в здание школы и велела никого не выпускать раньше шести часов. Я отправился домой, отогнать своё транспортное средство, подкрепиться немного да переодеться. Где-то к часам трём ночи вернулся к стенам родной школы. Там разговорились с милиционером, охраняющего непонятно кого неизвестно от кого. Три часа пролетели за час, открылись двери, и я попал внутрь. Всё торжество проходило в актовом зале, там, где вчера днём вручали аттестаты. Кто-то уже откровенно спал, кто-то кокетничал с одноклассницами, у кого-то ещё остались силы на то, чтобы танцевать. Столы до сих пор ломились от изобилия еды и напитков, но крепких, само собой, не было. Подозреваю, конечно, что они там были, но были тщательно спрятаны от бдительных глаз учителей. Начали потихоньку отпускать всех по домам.

Всё это торжество и весь этот вид нельзя описать одними словами. Это красота, когда зал озаряется сквозь стёкла окон первыми тёплыми лучами июньского солнца, а нарядные и весёлые ребята стоят и фотографируются в зале на память. Ничего что солнце светит в глаза; ничего, что и фотографии будут не очень. Но это память на всю жизнь, память о том, что они закончили эту школу, для многих она стала первой и последней. Я до сих пор с любовью пишу о тех годах, которые я провёл в школе. Конечно, они не были неистово беспроблемными и бесконфликтными, но они были самыми тёплыми годами в моей жизни. Лишь там ты познаёшь радости победы и вкус разочарований, встречаешь первую любовь и теряешь. Школа по-настоящему становится родным домом, в который приятно вернуться даже через несколько лет после её окончания.

С тех пор у меня появилась традиция каждый год ходить на Воробьёвы горы в день выпуска и искать на Смотровой площадке нашу школу, разговаривать с учителями и выпускниками, и вновь расходиться на год.

наверх

Боже, куда же я попал? Разве на Выпускной? А мне показалось, на показ моделей…

И этот год не стал исключением из сложившихся правил, хотя некоторые изменения они претерпели — отказался от баночки пива, посчитав её лишней.

Около одиннадцати часов двадцать пятого июня я как всегда вышел из дома и направился на Воробьёвы. Теперь я не ехал туда на метро, а шёл пешком от дома, чтобы успеть насладиться прекрасным видом в нашем районе, подышать свежим воздухом в парке и просто я никуда не спешил. Выйдя на Мичуринский проспект я видел как проносятся мимо меня автобусы, направляющиеся на Поклонную и на Смотровую. Все куда-то спешат, лишь один я сейчас оторван от времени. Минут за сорок — пятьдесят я дошёл до Воробьёвых гор.

Уже на подступах к ним я недоумевал — туда ли я попал? Кругом такие нарядные девушки и юноши, что просто глаз не оторвать. Суетящиеся родители, приехавшие на машинах, которым также не терпится посмотреть на их чадо, но ГАИ их близко не подпускают их ближе, чем на триста метров, дабы избежать всевозможных пробок.

Надо отдать должное, что в этом году меры, принимаемые различными структурами по обеспечению безопасности, были на высоте. Ещё бы, ведь они сейчас охраняют будущее России, национальную гордость. Чтобы пройти на саму Смотровую площадку, надо было пройти через метало-детектор, если возникали какие-то сомнения, то следовал более тщательный досмотр, таким образом сводя возможность теракта к нулю. А в наше неспокойное время это очень важно. На дороге, ведущую к Смотровой, следы радости — разбитая бутылка шампанского. Видно кого-то переполнила радость, что он поспешил ею поделиться.

На самой Площадке было не так уж и много выпускников, то ли я пришёл поздно, то ли ещё не все подтянулись. Мне казалось, что в прошлые года их было больше. А может и потому, что раньше наполнение Смотровой происходило с трёх сторон, то сегодня лишь с двух: со стороны МГУ и Мичуринского проспекта. Со стороны станции Воробьёвы горы стояли праздношатающиеся люди, обсуждающие выпускников.

На Красной Площади гремел поздний салют, чествующий новое поколение. Напротив, в Лужниках, проходил концерт, отдалённые звуки доносились с Лужнецкой набережной. От неё до главного стадиона светилась в ярко синих софитах аллея. Где-то вдалеке бегали лучи по небу. Вообще вид со Смотровой площадки и в обычную ночь радует взор, но сегодня — это что-то особенное! Это торжество!

Я прошёлся ещё раз по Смотровой в поисках нашей школы и уже собирался уходить, как возле выхода заметил их. Да, меняемся мы. Еле узнал нашу директрису школы и учителей. Не нарушая традиций пообщался с ними, поздравил, пожелал удачно отдохнуть этой ночью и отправился восвояси.

наверх

Послесловие

Домой всегда самый быстрый, потому что тебя там ждут родные стены да родные люди. На улице в эту ночь было безлюдно. Лишь автобусы со вновь прибывающими выпускниками сновали в сторону Воробьёвых гор. Включив плеер, я углубился в свои думы о том, какой же выпускной мне понравился больше всего организацией, красотой и доброжелательностью. Время идёт и всё меняется вокруг. Организация в этом году была значительно лучше, в частности по обеспечению безопасности.

Наряды, да я уже успел оговориться, что не мог понять то, куда я попал, то ли на конкурс красоты, то ли на выпускной бал. Из моих размышлений меня выдернула проезжающая мимо машина, из люка которой высунулась девушка с видеокамерой и улыбалась мне. Ответил взаимностью. Улыбнулся и помахал на прощанье. Всё, я вернулся в реальную жизнь, которая бурлила в округе. Возле метро Университет что-то произошло, милиционеры брали у прохожих показания, к тому же их было очень много.

До дома я шёл просто наслаждаясь тёплой погодой, безлюдностью и тишиной, изредка нарушаемую пролетающими мимо автобусами…

наверх

Опубликовано 4 июля 2004