Про общагу

К сожалению, не жил в общагах и был там всего лишь несколько раз, не оставаясь на ночь, так как жизненные обстоятельства не требовали этого. А вот выжил бы я в этих условиях – интересный вопрос, философствуя над которым можно потратить не один день. Вот только смысла в этом нет. Мои ощущения от посещений общаг перекликаются с тем, что довелось прочитать у Алексея Иванова в книге «Общага-на-крови». Начало сюжета похоже на тарантиновское «Криминальное чтиво», но на этом сходства заканчиваются.

Повествование ведётся о жизни всей общаги, но акцентировано на двух комнатах, где живут главные персонажи повести. Автору удалось укрепить моё мнение о том, что общага это не так уж и весело, несмотря на все пьянки и гулянки, происходящие в ней, внутри неё идёт борьба за власть и влияние. Государство в государстве, где не принято выносить сор из избы, с круговой порукой, позволяющая многое внутри, равно как и прощающая это многое, пока находится в чреве этого здания. Живущие там пытаются вписаться в эти рамки, соблюдая либо нейтралитет, либо идущие на требуемые уступки, но есть и белые вороны, поневоле попавшие в переплёт. Это я об «отличнике».

Случай решает его судьбу с момента появления в общаге. Старшекурсники хоть и пытаются насадить свою точку зрения, но внутри него идёт ломка, когда понимает, что внутренние и чистые побуждения идут вразрез с тем, что он видит. Вот только он старается держаться своей линии и не ломаться под напором. Он не фанатичен и не параноялен, но его адаптационные механизмы не предполагают препирания с совестью и моралью. Его диссонанс ощущается после редких пьянок, в которых он принимает участие вместе со своими друзьями, которые не являются таковыми. В отличие от других повес, он совершенно другой и чётко осознаёт цель, по которой он очутился здесь. Образование для него – самоцель и реализация самого себя, без умных философских, но пустых речей его друзей. Социум общаги не поглощает в себя, он просто другой и его мало интересуют пьянки и разврат этих стен.

Что до его соседей по комнате, то они хоть и показаны людьми с большим опытом, но этот опыт играл не на них. Они научились встраиваться или же вписываться в систему общаги. Это и их плюс и их минус, так как это действие для них стало во многом шаблоном поведения, что раскрывается на протяжении всей повести, а вот в отличнике он так и не сформировался, так как он не принял правила этой игры. За что в последствии и будет бит своими же друзьями. Социум изначально враждебен к тебе. А социум вчерашних подростков – и подавно.

Враждебность враждебностью. Взаимовыручка, являющаяся частью сложившейся системы отношений, действует во благо, однако и предполагает какие-то значимые уступки, то есть всячески попирает личность, ставя во главу угла этот социум. Оно тебе: друг, враг и третейский судья – в одном лице. Даже после того, как разогнали всех друзей, они не перестают помогать друг другу вне зависимости от того, какими они были раньше и какие между ними были разногласия. Беда может сплотить или разъединить. То, что казалось отличнику неразрешимым, моментально решается его друзьями, пришедшие к нему на выручку ещё до того момента, как он попросил у них помощи. Для них он являлся той самой белой вороной и отождествлением того, что для них более недоступно, погрязших в общажных драмах и интригах.

Введение Серафимы, как персонажа, требовалось для того, чтобы показать, что в этой системе способны параллельно существовать и другие, которые практически нейтральны к сложившемуся, и этот нейтралитет будут уважать. Если внимательно взглянуть, то Серафима и отличник – совершенно разные. Её кажущаяся простота лишь обёртка, которая нужна для маскировки внутреннего мира, в который доступа нет никому. Она прекрасно видит и осознаёт всё происходящее, только её так сильно не коробит, либо она этого не показывает, так как является умной. Схожесть миров, показанная на страницах, ещё сильнее усиливает их разницу в подходах познания, но цель у них была одна, вспыхнувшая между ними искра, подстегнула к действию или же совместному познанию. Им не было скучно и это придало осмысленность, равно как и надежду на хороший конец повести.

Именно девушка стала настоящим открытием для отличника. Нет, близость здесь нужна была для усиления эффекта развязки. Она стала его глазами в этом мире, рассказав на его языке кто есть кто. Он, конечно, догадывался и может быть знал. Хотя его не совсем правильные вопросы выдают его внутреннюю неуверенность в своём ощущении этого мира. Ей же было весело и приятно открывать ему «другой» мир.

Её слова подтверждали действия друзей, попавших в сложную ситуацию, решение которой они находят через преступление морали и совести, низменно получая что им необходимо. Несмотря на приступы совести, заставляющих их исповедоваться у «иконы» (отличника), для них это просто норма жизни. Как вечный пьяница будет клятвенно утверждать и плакать, что это было в последний раз, но черта пройдена и смысла этих клятв и слёз нет, равно как и раньше не было. Они живут в другом измерении, за чертой и без возможности вернуться обратно.

Являлась ли общажная «любовь» любовью? Конечно, нет. Это была потребность, но не более того. Разговор Игоря и Нэлли раскрывает сущность добрых отношений между ними. Жизнеспособны ли они в будущем? Конечно, нет. Они уже покалечены и извращены, поэтому та самая черта пройдена и ими. Их супругами будут совсем иные люди, которые ничего не знали про их прошлое. Вот только повадки и манеры рано или поздно покажут кто они есть на самом деле. Они сильны, но сломаны, как объясняла Серафима отличнику. В них больше не было воли к жизни дальше, но их устраивало текущее положение дел.

Осознание факта того, что он не такой – было губительным для отличника, для его души, которая хоть и ломалась, но твёрдо держалась за свои принципы и идеалы, что не позволяло ему каяться, только угрызения совести от сложившегося вокруг диссонанса тянули его на парапет крыши, откуда прыгнула другая, не сумевшая адаптироваться в этом общажном социуме девушка. Романтика в душе, которой душно наделил Иванов своего героя – отличника, не позволяла преступить барьер в состоянии, которое его гложило. Ему нужна была чистота помыслов. Он не хотел сводить счёты со своей жизни. Это было не нужно. Просто этот мир был не тем, каким он ему казался, без возможности на что-то поменять или изменить. Его почти ничего не держало, кроме Серафимы, хотя и она…

Общество изгоняет или убивает тех, кто отличен от него. Так было всегда и везде. Это не только среди людей, но и среди зверей. При всей своей социализации, они стараются защищать свой вид, порой очень жесткими методами, оправдать которые невозможно, если смотреть на всё со стороны.

Когда нависшая угроза осталась где-то позади, то жизнь пошла таким же путём и отличник уже не вписывался в эту компанию никаким образом. Он никогда не был таким, как они, поэтому их общество, расслабившись, разрешило поиздеваться над ним, как это бывает в подростковом возрасте, намекая на его неполноценность, что он воспринял со всей серьёзностью, хотя абсолютно ничего не значило для него. В этот момент для него не существовало и Серафимы, так как был до краёв заполнен тем, что в него вылили за столом его бывшие друзья. Было ли самопожертвование со стороны девушки? Нет, не было, так как это было логическим продолжением их романа, имеющего хорошие шансы на продолжение.

Немного скомканная развязка точно передало то, что творилось внутри отличника в тот момент. Для него уже не было мира, не было и смысла за него держаться, путь на крышу тоже был отрезан, но ему было некуда пойти, и даже в такой ситуации он хотел сделать это с достоинством. Он не был психом, в его голове был чёткий план по уходу из этого мира.

Наверное, из тех книг Алексея Иванова, которые мной были прочитаны, «Общага-на-крови» оказалась самой сильной, затронувшей самые глубокие струны моей души и заставившей чуть иначе посмотреть на этот мир. Было действие со стороны отличника верным? Тут ничего не могу сказать, каждый сам кузнец своего счастья, но мне бы не хватило воли на это, да и смысла в таком уходе я не вижу.

Добавить комментарий