Смотря на сегодняшнюю ситуацию на некоторых потребительских рынках, нахожу поразительное сходство их со временем начала становления демократии в нашей стране, когда мы заново учились жить и искали новые ориентиры. Сейчас больше всего меня интересуют два дорогих рынка: недвижимость и автомобили. Я не могу сказать, что моё мнение является истинным, но определённая зависимость всё же наблюдалась достаточно долго, суть которой заключается в том, что цена нового автомобиля приблизительно равна десятой части однушки в Москве. Это только для эконом жилья и эконом машин.
Когда я покупал свой Опель, то цена однушки была около семи-восьми миллионов, когда опель стоил почти восемьсот, рынки находились в равновесном балансе спроса и предложения, когда одни могли купить, а другие продавать.
Такое же наблюдение я делал в две тысячи седьмом, когда машина стоила около пятиста тысяч, а квартира, соответственно, около пяти миллионов. И раньше — всё также. А вот в постперестроечное время автомобиль иной раз можно было купить даже дороже, чем однокомнатную квартиру.
Сейчас на рынках ситуация такова, что цена нового автомобиля того же эконом-класса C, стремится четвёртой, если даже не к третьей части стоимости однушки в Москве. То есть я сейчас наблюдаю дисбаланс рынков, который вызван не только жадностью одних, но и внешними факторами неизвестности дальнейших событий, которые будут зависеть от того, что происходит в стране.
Кстати, эти явления показывают эластичность существующего рынка, то есть как он может прогнуться и адаптироваться к текущей ситуации для дальнейшего функционирования. Запас этой эластичности куда больше в недвижимости, чем на авторынке.
В очередной раз понимаю, что если есть лишние деньги и их немного, то особого нет смысла закапывать их на поле дураков, то есть переводить в пассивы. Когда же излишки жгут карман, то можно и рискнуть, но в нашей стране, как мы видим, это достаточно рискованно.