Люблю воспоминания про становление ру-нета. Оно и понятно почему, так как сам пришёл в него тогда, когда он только-только начал зарождаться в том виде, в котором он существует сейчас. Этот момент пришёлся на возраст моего совершеннолетия, когда всё воспринимается совсем не так, как воспринималось до и после этого возраста. Этакий сильный оттиск юности в моей голове. У родителей он другой — там было время свободы: «Битлы» и хиппи; у меня — интернет; у моих детей — это будет уже что-то другое. Но это всё объединяется одной фразой: это другой уровень сознания и свободы человека.
Компании-титаны, которые тянули всех за собой, развивали сервисы, до сих пор почти все на плаву. Что самое интересное — так это то, что неизменен набор действующих лиц, которые засветились так или иначе почти во всех компаниях. Думается мне, что они у вас также наслуху и вы о них прекрасно знаете.
Кстати, ещё до прихода интернета в мой дом, я в нём уже был. Выходил в него от друга детства, из его квартиры в Конькове. Это как раз был девяносто девятый год, а по осени с однокурсниками мы ездили в Гостиный двор на какую-то интернет или компьютерную выставку. Тогда мало что запомнилось из увиденного, так как оно ещё было не совсем осязаемым и понятным, но стикер «Яндекса» с выставки, с его первой рекламной фразой «Найдётся всё» — у меня провисел над столом несколько лет, хотя я никогда не был приверженцем этого поисковика.
Как и всё неизведанное, интернет манил к себе и с точки зрения получения выгоды. Я в то время не знал ещё о доткомах (о них я узнал случайно в году так две тысячи тринадцатом), которые раздули «мыльный пузырь» в США, мне до этого тогда было совсем далеко, я думал как получить другую и сиюминутную выгоду — привлечь к своей персоне внимание. Мне его тогда сильно не хватало. Да к тому же мне очень хотелось играть в этаких крутых людей, от которых зависит этот мир. Сейчас я с улыбкой смотрю на всё это, равно как и вспоминаю о том, как сидя на балконе ночью в Брянске, мы рассуждали о том, какую выгоду можно получить, используя интернет. Мы хотели организовать своего местечкового провайдера. Считали под пивко, думали, мечтали, но ничего из этого не получилось тогда, так как для этого были нужны инвестиции. А мы грезили совсем не о том — мы делили шкуру, то есть хорошие зарплаты в будущем. Амбиции тогда били через край.
Бесплатный хостинг давал возможность заявить о себе и своей компании. Об этом мы тоже не забывали. Делали мы такие «представительства» второпях. Поиск в то время был несильно нужен, так как поиск контрагентов был больше оффлайновым, чем их искали в онлайне. Личный контакт был более важным критерием, нежели чем поисковые системы, поэтому адреса сайтов указывались в визитках и прайсах, которые передавались по итогам встречи.
Сейчас оглядываешься так в это прошлое и понимаешь всю наивность, и то, как же тогда было и легко и просто всё делать: не было многих условностей, появившихся сейчас в сети, да и народа было меньше. Тогда радовались всему, что делаешь, а сейчас есть определённые правила игры, которым ты должен соответствовать. На то и дана юность, чтобы не мыслить шаблонно, а мыслить так, как тебе позволяет ещё незашоренный взгляд.
«Золотой век», по которому буду всегда ностальгировать, длился достаточно долго: с моего конкретного прихода в Си-Би (в тысяча девяносто восьмом году) до первых поинтовок две тысячи четвёртого. Всё постепенно поглощалось рутиной. Да и быть вечно молодым и вечно пьяным, к сожалению, всю жизнь невозможно.
Посмотрим, что будет в этом году и буду я вспоминать это лет через пятнадцать? Мне бы хотелось, чтобы это сбылось.