Я люблю фотографии. Особенно интересные и передающие какое-то определённое эмоциональное настроение, зафиксированное будь то на бумаге или в файле. На этих фотографиях мы замираем навсегда, оставаясь на них с тем же выражением лица или в той же позе. Эти деревья, возле которых мы сфотографировались, так и останутся стоять на фотографии, невзирая на то, что здесь уже давным-давно их нет. Люблю фотографии и за то, что она позволяют вернуться в тот мир, из которого мы давно ушли. Они как отражение прошлого, которое я собираю в свой архив.
Детство
В детстве любил доставать из шкафа в чулане папин фотоаппарат «Зенит» и смотреть видоискателя в окно, представляя то, что я фотографию соседний дом или же во двор, фиксируя его в своей памяти. Плёнки в фотоаппарате не было и на деле я ничего не фиксировал. Просто игрался, представляя, что когда вырасту, то у меня будет свой фотоаппарат и уж точно приобщусь к миру фотографии. Так оно и сбылось через лет двадцать.
Сделать хорошую фотографию на любительский фотоаппарат было не так уж и просто, так как в этом деле была куча нюансов, начиная от выбора экспозиции и выдержки, типа светочувствительности плёнки до понимания композиции того, что нужно запечатлеть. К самому фотоаппарату надо было покупать экспонометр для проведения экспозамера и впоследствии выставления данных на фотоаппарате, и результат сразу увидеть не представлялось возможным, поэтому один и тот же кадр делался несколько раз.
Когда я был маленьким, мы часто ездили в Рязань. Отец брал фотоаппарат, чтобы фотографировать нас. Благодаря этому есть немало моих детских фотографий, да и фотографии молодых родителей, родственников, у которых мы гостили.
По приезду домой в нашей ванной комнате сооружалась фотолаборатория для проявки отснятых плёнок, а также при помощи фотоувеличителя переносили эти снимки на фотобумагу, на которой они превращались в фотографии. Это казалось чем-то фантастическим в детстве. Сейчас мы привыкли, что в каждом телефоне есть фотокамера, которая позволяет не только фотографировать, но и снимать видеоролики, после чего сразу выкладывать их в сеть интернет.
Лень и прогресс шли вперёд. Возиться с реактивами уже не хотелось, как раньше, поводов для съёмки стало меньше. Кризисные девяностые заставили положить на полку в чулане фотоаппарат. Реактивы тогда стоили хороших денег.
Мыльница
Помимо фотоаппаратов Polaroid, делающих моментальную фотографию, в середине девяностых набирали обороты и фотомыльницы, которые существенно дешевле в эксплуатации, но требующие в последствии обращения в фотолабораторию, чтобы проявить плёнку и распечатать фотографии. Опять же большим плюсом было то, что можно было выбрать удачные снимки и распечатать их хоть сто раз, в отличие от Polaroid. Качество фотографий у них было не хуже, а зачастую и лучше, чем у фотографий сделанных в детстве, так как настройки автоматические, позволяющие снимать практически в любых условиях.
Конечно, мне очень хотелось иметь Polaroid. Он был в моём вишлисте, но у меня он так и не появился. У двоюродной сестры была простая цифромыльница, которая использовалась на семейных застольях у бабушки и во время гуляний. В историю мы пропечатались в цвете.
В конце девяностых или начале двухтысячных моему отцу на день рождения также подарили фотомыльницу, которую мы использовали точно также на застольях или семейных праздниках. Фотоаппарат путешествовал и со мной в Самару, благодаря которому сохранились первые снимки оттуда.
Впрочем тогда таким фотоаппаратом трудно было кого-то удивить, так как они были практически у всех, а фотолаборатории располагались практически на каждом углу, так что проблем с проявкой и распечаткой не было.
Аналоговым фотомыльницам оставалось жить совсем недолго, так как постепенно подтягивались цифровые технологии, позволяющие делать фотографии на дорогие карты памяти. Наличие экрана давало возможность сразу просмотреть результат и повторить при необходимости, и отпадала необходимость в проявки и печати всего. Фотографии стало удобнее пересылать через электронную почту, не мучаясь с тем, чтобы перевести фотографию в цифровой вид.
Цифровые фотоаппараты
До июня две тысячи первого года цифровые фотоаппараты видел на картинках. В реальной жизни они были ещё не сильно распространены. Из-за их дороговизны в первую очередь; во-вторых, они делали не очень большую фотографию. В эпоху ЭЛТ-мониторов это было меньшим из зол, так как разрешение фотоаппарата было почти равным тому, что можно было вывести на полный экран, а качество фотосъёмки немного хромало.
Самый первый цифровой фотоаппарат, который довелось подержать в своих руках был Sony, который фотографировал на… дискеты! На одну дискету влезало около десяти фотографий. Это может показаться малым числом, но дискету можно было быстро заменить и фотографировать дальше. Учитывая тот факт, что использовать дискеты повторно не вызывало никаких проблем, то цена фотосъёмки неуклонно снижалась. К тому же цифровой архив тогда казался чем-то более современным и не менее надёжным, чем бумажные носители.
Чуть позже, в две тысячи третьем, мне удастся взять на время попользоваться цифровым фотоаппаратом на работе. Это был Nikon CoolPix 775. Его стандартное разрешение было больше, чем разрешение моего монитора тогда. Сделанные им фотографии в солнечную погоду были просто великолепны по качеству. Ввиду того, что для получения фотографии не требовались дополнительные действия, тогда в фотообъектив попадало просто всё. Благодаря ему были увековечены интерьеры моей комнаты и рабочее безобразие на моём столе.
Время шло, миниатюризация и смешение несовместимых в природе гаджетов продолжалось. Так на свет появился телефон с фотоаппаратом, а потом и смартфон. Качество этих фотографий было невысоким, но мобильный телефон всегда был под рукой, чтобы запечатлеть что-то очень быстро. Такой телефон у меня появился в сентябре две тысячи четвёртого года. Это была Nokia 3660. Фотографии хоть и низкого качества, но я мог делать когда и где угодно.
В канун нового две тысячи шестого года у подруги появится фотоаппарат Canon, снимки с которого мне очень нравились. С помощью него делались фотографии для их семейного архива. Иногда им пользовался и я, когда мне нужно было что-то сфотографировать для себя.
В то время почти все цифровые фотоаппараты являлись мыльницами, которые покупали люди для поездок за границу и на отдых. Отличительными чертами таких фотоаппаратов было не лучшая оптика и ограниченные ручные режимы съёмки, которые годились в основном только для дневной съёмки, но и этому тогда были очень рады. Качественная вечерняя съёмка была только у дорогих моделей того времени. Впрочем, если сравнивать с качеством фотографий сейчас, то оно возросло в несколько раз.
Моя первая цифромыльница
Первый свой цифровой фотоаппарат мной был куплен ровно десять лет назад, то есть десятого марта две тысячи седьмого года в «Санрайзе». Им стал Canon A430, который до сих пор валяется у меня в одном из ящиков со старой техникой.
С момента покупки фотоаппарат стал моим верным спутником, так как телефон не позволял получить качественные фотографии. Фотографировать хотелось просто всё. Хотя по цене и качество. Невооружённым взглядом видел «зернистость» матрицы и пелену матовости у каждой фотографии, но качество мобильной съёмки была хуже.
Благодаря тому, что фотоаппарат был всегда со мной, в блоге всё чаще начали появляться записи с фотографиями, что разбавляло и оживляло пресный текст. Были запечатлены пьянки, гулянки, различные курьёзы — всё то, что попадало в мой объектив.
При помощи этого фотоаппарата было снято рекордное количество фотографий — около пяти тысяч снимков менее чем за год (мыльницей было отснято не более десяти фотоплёнок по тридцать шесть кадров).
Через некоторое время пришло понимание того, что следующим фотоаппаратом будет зеркальная фотокамера, но пока она для меня ещё дорога. Это как дань той самой детской мечте, которая заиграла новыми красками в новых технологиях.
Жаль, что этот фотоаппарат пришёл в негодность. Причём на нём нет никаких физических повреждений. Просто в один прекрасный день он начал усиленно есть батарейки, вставленные в него, а потом и вовсе перестал включаться.
Зеркальный фотоаппарат
В канун две тысячи восьмого года на работе была выплачена премия, которая мне позволила осуществить мечту и купить «зеркальный» фотоаппарат. Одна детская мечта была закрыта. Теперь у меня есть свой хороший фотоаппарат! Говорить даже не нужно о том, что им тогда фотографировалось просто всё-всё-всё. Недостатки у фотографий всё же видел, но не придавал им большого значения.
Через год-два начнётся бум на цифровые «зеркалки». Их покупали даже те, кто в принципе был далёк от этого. Маркетинг того времени сделал своё дело. Хочешь разорить друга — подари ему фотоаппарат. При невысокой цене самой «тушки», на объективах, чехлах, штативах и прочих аксессуаров делались огромные деньги. Всюду и везде ходили молодые люди и снимали просто всё вокруг. Среди них был и я, так как долгое время ездил с фотоаппаратом наперевес, не взирая на его вес и объём.
Поначалу с фотоаппаратом даже не расставался. Благодаря этому мой фотоархив содержит много DVD дисков с RAW фотографиями из различных уголков Москвы и области, а также других городов и даже стран.
Общее число фотографий, сделанных им за всё время превышает сорок тысяч. Родная батарея до сих пор жива. На всякий случай была куплена дополнительная, но она так и не пригодилась ни разу ни на одном из выездов.
С аксессуарами было всё сложнее. Конечно, практически сразу купил себе сумку для фотоаппарата, а вот с объективами у меня как-то было не густо. Возможность менять объективы было одним из главных плюсов этого типа фотоаппаратов, что позволяло сильно менять полученный результат и его качество. «Полтинник» был куплен через месяца три, а следующий объектив только через три года! А так мне давали пару хороших объективов на время. Один раз я фотографировал свадьбу своего однокашника (кстати, фотографии с этой свадьбы разгребал четыре года), а другой раз — когда летал первый раз в Астрахань. В обоих случаях очень доволен полученным результатом фотографий.
Тяжёлым и утомительным занятием является не фотографирование, а разбор этих фотографий в последствии и вытягивание их до определённого уровня. Отснять восемьсот фотографий — это дело одного дня, или даже нескольких часов, а вот разобрать их — на это иногда требовалась неделя-другая, равно как настроение и свободное время.
Изучая современные «зеркальные» фотоаппараты, отмечаю для себя то, что не вижу никакого смысла менять мою старую «тушку» на что-то новое. Не настолько сильно увлечён фотографией, а видео, как говорил, мне снимать не нужно, так как для этого есть специально купленная цифровая видеокамера, а вот объектив или даже не один купил бы с удовольствием.
А что же сейчас?
Сейчас в основном я пользуюсь фотоаппаратами на смартфонах, так как качества фотографий мне вполне достаточно для того, чтобы фиксировать этапы стройки или какие-то курьёзы в пути. Если предстоит выезд куда-то, где не был и поездка обещает быть интересной, то беру с собой «зеркалку».
Снимать наши пьяные лица тоже проще на смартфон, тем более, что он пишет и видео, то есть не нужно идти домой за цифровой видеокамерой, которая у меня тоже есть как раз для таких случаев. Правда, последней пользуюсь ещё реже, чем фотоаппаратом.
Всё бы хорошо и может быть моё хобби сейчас расцвело, но кризисные явления, увы, подпортили всё. Доходы упали почти в половину. Если тогда объектив стоил около половины зарплаты, то сейчас он стоит как вся зарплата. Это так с любой техникой. Фотоаппаратура для меня сейчас не является приоритетной темой.
Наверное, с появлением детей увлечение фотографией получит новый подъём, так как будет или будут объекты для фиксации их развития и роста, мероприятий с ними. Это мы выросли и меньше обращаем внимание на возрастные изменения или же просто их боимся, что не лезем в объектив камер.
Опубликовано 10 марта 2017