Юго-Восточный вояж

Домой!

Утро началось в три тридцать, как и было мной запланировано ранее. Бодрость духа присутствует умеренно. Точно не чувствую себя этакой развалиной. Собираю в сумку свои лишние вещи. Ноутбук сегодня больше не нужен – пакую в рюкзак. Все сумки и рюкзаки собираю в одном месте. Андрей в большой комнате тоже уже не спит. Чайник горячий. Завариваю и пью чай. Есть не хочется. Вообще и никак. Меня он всё пытается накормить, однако объясняю, что я просто ничего не хочу пока что. Организм мой ещё спит. Проснётся – покормлю.

Минут через двадцать пять я уже готов выходить. Андрей идёт со мной, чтобы донести вещи и проводить. На часах около четырёх утра по местному времени. На дворе темень такая, что не видно даже колдобин в асфальте. Кладу в багажник вещи, проверяю авто и завожу. Всё стандартно. Впереди у меня путь длинной в тысячу сто километров, которые постараюсь пройти как можно быстрее.

Пока авто прогревается, прощаемся на улице. Благодарю его за такой душевный приём и буду рад ещё встретиться как-нибудь, как выдастся время и случай. Всё. Сажусь за руль. Пристёгиваюсь. И выезжаю из двора. Навигатор меня ведёт в сторону Ново-садовой улицы через Губернский рынок и по местам, где гулял вчера днём.

Ночная Самара практически пуста. Редкие автомобили составляют мне компанию в попутном направлении, а на тротуарах вообще ни души. Сотрудников полиции не встретил вообще. Наверное, они тоже ещё спят. В свете фар город смотрится иначе, хотя всё равно темноват.

Вспоминаю, как давным-давно себе представлял или мечтал, что по Самаре еду на своём автомобиле, причём не российском (хотя такие тогда стоили бешеных денег). Вот сейчас понял, что та мечта перестала такой быть. Она осуществилась. На мгновение мне стало грустно от осознания, что это произошло. Я еду в сторону выезда из города и немного срежу расстояние, так как поеду не по центральному – Московскому шоссе. Сейчас выигрыша во времени никакого нет.

Где-то здесь я и увидел впервые разлив Волги из вагона трамвая. Трамвайные пути берут резко вправо в сторону улиц Врубеля и Постникова оврага, только последний мне помнится по названию «Овраг подпольщиков». Знаю, что не все самарцы этот момент помнят и знают. Ново-Садовая становится шире и между встречными направлениями появляется аллея. На противоположной стороне Загородный парк, куда мы с Катей ездили в мой незапланированный приезд. Мне тогда очень понравилось гулять на галечном пляже Волги.

Через минут тридцать нахожусь уже на выезде из города. Температура за бортом около плюс шестнадцати градусов. Нежарко, отнюдь. Одет я как всегда: шорты, футболка и более ничего мне не нужно, так как климат-контроль самостоятельно следит за температурой в салоне. Теперь за границей города и света, которая теперь формируется светом моих и встречных фар. Любителей колхозного света здесь очень много. Освещения нет.


Вот и всё! Город-мечта или город моей юности и не сбывшихся мечтаний остался позади. От него всё дальше и дальше удаляюсь. В голове все эти наивные мысли, желания и ни одного вопроса о том, что я сделал для того, чтобы переехать в этот город. Может, так и надо было тогда, чтобы это осталось лишь лёгким флиртом, не обязывающим ни к чему в моём будущем. Сколько после посещу ещё различных городов, где тоже буду останавливаться на какое-то время и надолго зависать, живя там? Много.

Это сейчас задумываешься над вопросом, а что если тогда бы всё пошло не так, а иначе? Куда меня занесла судьба ещё? Может быть, и должна мечта оставаться лишь мечтой, к которой можно приблизиться, но нельзя до конца осуществить. И не было этой истории, а была совершенно другая. Не верю во всю эту эзотерику, но иной раз находишь ей подтверждение. Что ни делается, то к лучшему.

Пока темно и еду, можно задать себе более хлёсткие и жёсткие вопросы о том, что ты сделал для того, чтобы это воплотилось в жизнь? Ничего? Даже в «ничего» есть много энергии, которая тебя куда-нибудь да вынесет. Понимаешь ли, что ты сам творец своей жизни и судьбы? Её можно творить по-разному. Можно, активно, приобретая опыт и ломая копья, двигаясь вперёд. А можно так, как ты, оставаясь самим собой, не выходить из зоны комфорта: ведь тоже приобретаешь жизненный опыт, но совсем другой; доволен малым — и, опять же, ты живёшь неплохо.

Помнишь, что всё-таки мечтал переехать в Самару? Знаю, тогда ты хотел этого долгое время. Хотел, но не делал. Теперь точно пас, так как ты бросил свой якорь совсем в другом месте. Теперь есть свой дом, в котором живёшь и им доволен, а также приобрёл специализацию в работе разных системах жизнеобеспечения дома, не без косяков, конечно, но всё работает как надо. Не пропадёшь точно. Ты вырос и сложился: неидеально и не так, как мог представлять об этом двадцать лет назад.

Зато на другой вопрос ответишь утвердительно. Да, ты сюда ещё вернёшься, хотя здесь ничего твоего, кроме части воспоминаний, больше нет. Пришло время новых впечатлений и историй. О них ещё напишешь, и не раз.


Ловлю себя на том, что как в прошлой поездке, оптимизирую её. К примеру, не стал тратить время на некоторые места в городе. Они хоть и памятны, но от того, что не заедешь сейчас, там ничего не изменится, как не изменилось за двадцать лет. Ещё заеду как-нибудь, когда целенаправленно приеду сюда.

Да, кстати, изначально я планировал остановиться неподалёку от того дома, в котором жила Катя, но коллега всё переиграл и, наверное, это к лучшему, так как с ним было интересно поговорить и его рассказы о городе обогатили мои знания о городе в разные периоды его существования.


Моя память продолжает играть со мной в ассоциативные воспоминания. Ведь Рязань будешь проезжать сегодня? Будешь! А помнишь там, на Московском проспекте, между автовокзалом с автобусами до Михайлова и поворотом перед вокзалом «Рязань-II» висел указатель, где были обозначены города, до которых отсюда можно доехать и расстояние до них? Ведь помнишь. И помнишь, что там был написан незнакомый тебе, ещё малому, город «Куйбышев – 900». Почему-то ты уже тогда понимал, что хочешь попасть туда. Это было иррационально и не имело логического ответа на вопрос: «зачем?» Однако, картинка навсегда застыла в памяти: и указатель, и километраж, и желание доехать туда.

Пройдут годы. Страна Советов рухнет и мы окажемся совсем в другой, со всеми кризисными и непростыми явлениями того времени. Новая власть будет бороться с символами коммунизма, город Куйбышев переименует обратно в Самару. Мы переживём кризисы и «лихие» девяностые. Жизнь постепенно из хаоса вернётся в привычный и спокойный уклад. У нас в квартире появится и компьютер, и интернет через модем. Увлекательное было время.


Снова память переносит меня в Рязань. Это был две тысячи второй год. Конец зимы или начало весны. На дорогах слякоть от реагентов. Мы приехали одним днём для того, чтобы почтить память двоюродного дядьки, который внезапно умер. Молодым был тогда. Чуть за сорок лет, как мне сейчас.

Дело было в деревне. До дома проехать было просто невозможно. Снег уже стал пористым и сырым, и колёсам нашей «чёрной» девятки он уже был не по силам. Машину бросили у магазина, который уже давным-давно не работал, и дороги до кладбища, а оставшиеся метров триста дошли пешком.

Старый, ещё довоенный, покосившийся бревенчатый дом, куда раньше приезжали летом и размещались на полу, так как на кроватях и диванах места на всех не хватало. Вот так полночи могли травить байки, периодически взрывался смехом. Лишь тётка Полина была недовольна этим, так как мешали ей спать.

Мы входим в дом и через сени попадаем в комнату. Увиденное здесь впивается в душу строчками из песни «Рябина за окном» Д’ркина: «Где на столе будет гроб, там на столе будет спирт. Где за столом кто-то пьёт, там под столом кто-то спит» — всё это и предстаёт и проходит перед моими глазами, как запряжённые сани с гробом до кладбища.

Меня отправили за батюшкой. Соответственно, мне же его и отвезти надо было. По пути назад, мы разговорились. Рассказал ему, что в Самару хочу съездить. На что он меня и благословил в прямом смысле: «мол, хороший город, был я там и мне понравилось».

Спустя несколько месяцев стою в коридоре купейного вагона фирменного скорого поезда номер десять, любуясь последними минутами долгого пути до Самары, проходящие по железнодорожному мосту через Волгу, и постепенно втягиваемся в город, медленно подъезжая к вокзалу. Представлял ли я его таким? Нет.


До рассвета ещё час с небольшим. Сейчас, по мне, днём ехать лучше, нежели чем ночью. По прогнозу на всём протяжении моего маршрута ожидается солнечный и ясный день. Сонливости или заторможенности в своих реакциях совершенно не ощущаю.

Ещё через полчаса с небольшим доберусь до съезда на кусочек автомагистрали М5 «Урал» между Тольятти и Самарой. Навигатор мне упорно предлагает ехать по платной дороге М12, до которой отсюда тоже четыреста километров и до неё ещё нужно доехать. Только зачем она мне? Вот не знаю. Как-нибудь не спеша доеду по М5, тем более, что она мне знакома и привычна.

Перегон между Самарой и Тольятти прекрасен по состоянию дороги и её ширине. Тебе тут три полосы в каждую сторону, разгонные и тормозные полосы тоже имеются. Это удобно, так как никому не мешаешь. Сейчас вообще сложно кому-то помешать, так как никого нет. Редки даже дальнобойщики не то, что легковые автомобили.

Поворот на Прибрежный и путь к платформе имени Грушина быстро пролетают мимо, так как ещё очень темно и рассвет ждать ещё час, если не дольше.

Область ещё спит, кроме сотрудников на посту. Видимо, совсем скучно, и он тормозит меня.

Разговорились с ним, пока документы проверял. Видимо, ещё и подозрительным ему показался. А я такой с бородой и нестриженный совсем, в кепке, которую, как уже писал, сосед называет «вагнеровкой». На улице-то, кстати, совсем не тепло в шортах. На нём минут десять потерял, но он, естественно, ничего найти так и не смог. Разве что помойку из пластиковых бутылок за моим сиденьем. На том и пожелал хорошего пути и следить за усталостью, так как путь неблизкий.

Дальнейшие километры полетели быстро. Я всё ждал, когда начнётся круговое движение на подходе к Тольятти, но через какое-то время понял, что уже еду по мосту через плотину ГЭС между Тольятти и Жигулёвском. Оказывается за время, что не ездил сюда, здесь сделали развязку с мостом и теперь стоять перед кругом не нужно.

Подъехав поближе к Сызрани, заметил в зеркале заднего вида неминуемое наступление рассвета. Оторваться от рассвета не получится. Наши с ним возможности и скорости неравны. Утренние сумерки — опасное время для вождения, поэтому, несмотря на фотоаппарат в руках, проявляю бдительность и осторожность.

По обеим сторонам от дороги проплывают однотипные пейзажи из низких технических построек, покосившихся и полуразрушенных домиков. Это всё остатки былой мощи или роскоши страны, ушедшей в небытие. В современном мире никому до них не стало ни времени, ни средств, так и стояли, ветшали дальше. Кое-что, конечно, ожило, и там появились грузовые шинмонтажи, забегаловки-кафе и маленькие магазинчики, но большая часть осталась никому не нужной.

Навигатор здесь просто сходит с ума. Долго и упорно ведёт меня по устью Волги, находящейся где-то в километре-полутора от меня левее. Видимо, тут какая-то мощная глушилка работает. Даже положив телефон ниже линии стёкол, на сидение, он всё равно хватает какие-то «левые» координаты. Он мне сейчас не нужен, в принципе, так как дорога прямая и ехать ещё часов десять точно.

В бензобаке топлива меньше четверти, да и организм говорит о том, что неплохо бы теперь подкрепиться чем-нибудь съестным да с горячим и бодрящим чаем. Заворачиваю на уже известную мне сетевую заправку. Встаю на колонку, вставляю пистолет и иду внутрь. А дверь закрыта. Никого не пускают и не выпускают оттуда.

Постояв некоторое время, стало понятно это занятие бесперспективное, поэтому поехал дальше, на следующую заправку. Следующая будет уже в Ульяновской области, которая имеет протяженность по трассе не более десяти километров за Сызранью в сторону Москвы.

Здесь всё открыто. И бензин – цена на бензин очень приятная. Заливаю сразу до полного. Когда вышел к машине, то встретил тех же людей, что и на предыдущей заправке. Разговорились немного, чтобы отогнать сонливость. Они тоже едут в направлении Москвы, но уйдёт за Рязанью чуть выше до дома. На том с ними и разошлись, пожелав друг другу хорошего пути.

После того как перекусил, было ощущение, что жизнь ещё налаживается и дорога полетит быстрее. Так оно и было. Солнце взошло на небосвод, озарив всю дорогу и ясное лазурное небо, а сумерки ушли до самого вечера. Надеюсь, что в пути их не застану, хотя в дороге бывает всякое. Загадывать не берусь.

Путь домой почему-то всегда проще и кажется быстрее. Где бы ни находился, но домой летишь быстрее. С родителями из Рязани, когда совершали турне по всем родственникам, также быстро собирались, что на электричке, что на машине – и летели до дома, лишь бы побыстрее оказаться в своей квартире, где никто не мешает. Сейчас это ощущение вновь вернулось ко мне. Наверное, второй раз за этот год. Первый раз его испытал, когда возвращался из Санкт-Петербурга. В этот раз и поездка насыщеннее, да и чуть-чуть длиннее.

За коротким участком Ульяновской области сразу последовала Пензенская. Я предупреждал одного бывшего коллегу, что когда буду проезжать мимо, то помашу рукой. Своё обещание сдержал. До объездной Пензы добрался на удивление быстро. Буквально через сто километров дорога стала по два ряда в каждую сторону, где можно было быстрее поехать, чем и воспользовался. В последней поездке на объездной Пензы нам довелось постоять из-за ремонтных работ, а сейчас едешь себе по двухполосной дороге. Благодать! Треть маршрута уже позади.

Там же остановился возле туалета типа уличный сортир. Это всё чай давал о себе знать. Заходить внутрь было нереально стрёмно, как от вида, так и от запаха. Удовлетворив свои потребности, как и обещал, помахал рукой бывшему коллеге и двинулся дальше в путь. А ещё через час буду проезжать мимо поворота на Пачелму, где живёт дядя Толя. Он к нам в Москву приедет в конце следующего месяца с маленьким трансивером. Он очень удивится, что даже не позвонил и не заехал. Сворачивать с маршрута мне не очень-то и хотелось. Ограничился лишь фотографией, но скорость снижать не стал.

Проехал Спасск и через какие-то несколько километров – Зубова Поляна. Я уже в Мордовии! Помню, как мы ездили в Ульяновск на Жигулях двадцать лет назад. Можно ли сравнить мои впечатления от дороги тогда и сейчас? Отчасти – да, можно, так как это дорога, а вот по её качеству и вообще качеству автомобиля – нет, нельзя. Сейчас всё значительно комфортнее. Все окна закрыты, нет никакой пыли в салоне, как нет и духоты, которая была тогда. Просто приятно ехать. Про то, что под капотом турбо мотор и говорить не приходится – он совсем иначе едет и тянет.

Поворот на Саранск сделали с эстакадой, теперь здесь больше нет этого опасного и нерегулируемого (через какое-то время, всё-таки регулируемого светофором) перекрёстка. Сколько здесь людей набилось – не сосчитать по пальцам рук.

А вот и Умёт – главная едальня в своё время на трассе М5 «Урал» в Мордовии. Вся деревня жила тем, что кормила путешественников и дальнобойщиков. Сейчас в посёлке занимаются ровно тем же, но актуальность некоторую он уже потерял. Да и мне не хочется есть. На часах половина одиннадцатого дня. Отлично еду!

Правда, понимаю, что меня начало что-то беспокоить. Это состояние здоровья – оно явно нездоровое и очень похоже на то, что не позднее, чем завтра я свалюсь с соплями. Однако, это не помешает мне добраться до дома. Понимаю, что надо целиться на Москву.

Ещё минут пятнадцать и я уже еду в Рязанской области. Дорогу здесь делают – прилично так расширяют. По правую сторону стройный сосновый лес. И чем вам это не Карелия или пригороды Санкт-Петербурга? Здесь также красиво, но более дико, чем там. Вероятно, тут и непуганые животные могут встретиться.

Всего пятьдесят километров меня отделяют от объездной Шацка. Помню, как тут любил шалить, идя с приличной скоростью, стараясь чуть-чуть нагнать время, так как никаких радаров тут практически никогда не было. Мысленно приготовился вновь распрямить ногу на педали газа.

Перед объездной встречают несколько светофоров в населённом пункте, которые сдерживают скорость, а может что-то ещё? И вот она – объездная. Жму на газ и понимаю, что былой хорошей дороги тут нет. Мать-перемать! Придётся ехать с невысокой скоростью, так как попросту жалко подвеску на всех этих латанных и перелатанных ухабах. Большое разочарование в пути. Впрочем, ничего страшного не произошло. Зато точно знаю, что две трети пути уже позади, а на часах только чуть-чуть за полдень. Отлично еду!

До Рязани дорога будет разной: то двухполосной, то трёх, а то и четырёхполосной в зависимости от местности и наличия различных типов населённых пунктов, встречающихся на пути. К сожалению, дорога проходит через многие из них, а не обходит, поэтому приходится снижать скорость. Слежу и за своим состоянием. Оно удовлетворительно. Опасений в том, что могу не доехать, нет, но постепенно становится хуже, но терпимо.

До Москвы, наверное, ещё часа три с половиной или чуть больше. Всё зависит от того, какая дорожная обстановка будет перед въездом в столицу. Пока на карте всё рисуется очень и очень плохо.

Час с небольшим – и я уже перед перекрёстком на въезде на окружную в Рязань. Время как-то очень быстро пролетело. За этот час уже успел созвониться с соседом, опробовав новый Bluetooth в машине, который прекрасно работает, как hands free, разве что нужно чуть-чуть громче разговаривать. Сказал ему, чтобы брал и на меня пива, так как после дороги было бы неплохо посидеть в этот субботний вечер.

Перед этим светофором приходится потерять минут двадцать. Машин чересчур много и объехать это место никак нельзя. Только стоять и ждать. Терпеливые проедут, как и я, за очередным путепроводом заехал на заправку, так как пора залить бензин и подкрепиться в очередной и последний раз за эту поездку. Звоню домой родителям и сообщаю о том, что уже нахожусь в Рязани, на объездной, и еду к ним домой.

После того, как перекусил, снова сел за руль, пристегнулся и готов ехать. Теперь пришло время для последнего рывка до Москвы. Ведь тут всего два с половиной часа пути, хотя навигатор рисует какие-то страшные цифры «в пути» и от съезда перед Степащино всё стоит чуть ли не до самого МКАДа. Где наша не пропадала, да к тому же там будет ждать холодное пиво? Прорвёмся.

Южная объездная Рязани, с одной стороны, вроде бы и скоростная дорога, а с другой городская, поэтому ограничение здесь всего лишь шестьдесят километров в час. Зато какие красивые съезды сделали с неё в сторону Рязани и Москвы: длинные, пологие – любо дорого ехать по ним, но жаль, что всего лишь в одну полосу. Съезжаю на Московское шоссе, где до сих пор ходят троллейбусы тех самых лохматых годов. На них мы ещё ездили к дяде Коле на дачу. На посту ДПС я не привлекаю внимания. Там вообще, похоже, ни до кого дела не было. И снова разгоняемся, хотя поток плотный в два ряда.

Проезжаю Рыбное. Помню это месту по повороту на Константиново – село, где родился и жил Сергей Есенин. Там был когда-то давным-давно в детстве, с родителями, дядей Колей и его женой – тётей Зоей. Даже где-то фотографии чёрно-белые есть, сделанные моим отцом. По сути, для меня это тоже родная деревня по матери, но там никого из нашей родни не осталось. Теперь от этого перекрёстка прямая дорога до Луховиц.

Луховицы, а точнее луховицкие огурцы, по-моему, продаются на каждом рынке, но вот не каждый огурец названный «луховицким» таковым является, так как никаких грядок здесь не хватит, чтобы обеспечить ими всех. Так что этот город – огуречная столица и знак качества. Ведь недаром есть поговорка: «В России – только три столицы: Москва, Рязань и Луховицы».

Перед въездом, как всегда, приходится потолкаться на светофорах перед ним. Скорость держу небольшую, как и у всего потока, так как здесь камера на камере. Опережать сейчас кого-либо нет никакого смысла.

И дальше уже до объездной Коломны. Всё никак не доберусь до Коломенского кремля. Хоть и рядом проезжаю, но точно – не сегодня. На это нет ни сил, ни желания. В голове только одно – домой! На объездной такой же частый сосновый лес. Чем не север? Относительно Ставрополя, Элисты или Самары – вполне лес!

А вот перед съездом с объездной меня уже ждала пробка. Твою ж, как говорится, мать! Дальше придётся толкаться до поворота на большую бетонку. Было желание повернуть туда, но что мне это даст? Ровным счётом ничего. Никакого выигрыша в текущей ситуации. После этого светофора, на котором и в поездку на фестиваль «Платформа» в этом году отстояли почти час. Сейчас вновь поехали быстро, но не далеко. А вот дальше начался ад. В час по чайной ложке продвигаемся вперёд до съезда на объездную Бронниц. И, судя по навигатору, дальше по маршруту не будет ничего хорошего. Надо его менять. Куда можно сунуться? Кроме платного ЦКАД – никуда. Что он мне даст? Часа полтора выигрыша – надо ехать. Где-то через час толкания, я съехал на спасительный ЦКАД.

Дальнейший путь до дома мне описывать неинтересно. Разогнался и просто ехал по пустынной дороге до съезда на Калужское шоссе, как самое подходящее мне сейчас, ведущее почти по прямой до дома. Здесь знакома каждая мель на дороге, так как езжу постоянно из-за города здесь.

В двери машины у меня лежит радиостанция, чтобы можно было позвать соседа издалека и узнать, что там да как. Въехав в Москву позвал его. Он уже ждёт меня!


Как видел и как загадывал, так и получилось. Можно сказать, что на последней сотне километров потерял больше всего времени. Где-то часа два, если не больше простоял в этом тяни-толкай от съезда у Коломны до ЦКАД. Это очень долго. Безусловно, это сказалось на общем времени поездки и несколько меня вымотало. Возле дома в Москве запарковался только в половине шестого, а ведь мог быть раньше здесь на два часа!

Написал Андрею, что успешно добрался до Москвы. Моё большое путешествие было завершено. И продолжения больше не будет. Собрался с силами и вышел из авто. Забрал из багажника все вещи и из салона фотоаппарат.

Обвешавшись всем этим, пошёл к себе на пятый этаж. Чем выше поднимаюсь, тем жарче и душенее в подъезде, так как окна в нём закрыты. И вот стою перед дверью и звоню в неё. Открывают.

Из открытой двери ощущается живительная прохлада. Все меня рады видеть! Особенно кот, который увидев меня, начал кланяться и моментально урчать, как трактор. Вещи заношу к себе в дальнюю комнату, не разуваясь в коридоре и пройдя в кроссовках через комнату родителей. Один фиг, не задержусь здесь.

Пойду к соседу на традиционное субботнее пиво. Там меня тоже ждут. И пиво свежее и холодное!


Рассказывать о путешествии совершенно не хотелось, так как ощутил усталость от дороги. Мой язык не ворочался и лишь после кружки пива немного отошёл. А стоит закрыть глаза, как вновь проваливаешься в дорогу. Было ощущение, что я ещё не доехал до дома и до сих пор нахожусь в пути. Это забытое ощущение из дальних поездок, когда за один раз проезжаешь более чем тысячу километров. Давно так далеко не ездил. В последний раз так ездил на Грушинский фестиваль под Самару с соседом. Впрочем, я тогда уже имел опыт таких поездок и дорога была попросту рутиной. 

Помимо того, что после кружки пива я начал говорить, теперь ещё и ощутил, что поездка завершена и нахожусь почти дома. Приятно ощущать, что тебе никуда больше не надо и завтра ещё целый выходной день впереди.

Юго-Восточный вояж: 2 комментария

  1. Обалденно. Читается на одном дыхании.
    Ну и… очень много знакомых мыслей, связанных с похожими событиями тех же лет. Только города были другие, а события и мысли те же…

Добавить комментарий