Я недавно писал, что о том, сколько зарабатываешь и как тратишь лучше не писать в интернете, и тому есть определённые причины. Одна из причин — практически все зарплаты являются «серыми», и покупка автомобиля или квартиры может привлечь внимание наших органов и будут основанием для внеплановой проверки. Механизм, как можно вычислить и точно идентифицировать человека, я выкладывать не буду, но он до безобразного прост.
Но поговорим о «серых» зарплатах. В нашей стране самый маленький подоходный налог, который составляет тринадцать процентов, о чём нам постоянно вещают из телевизора лица, которым уже давным-давно пора составить компанию великому вождю мирового пролетариата. Да, соглашусь, подоходный налог на многие доходные статьи, действительно, составляет тринадцать процентов, но тогда почему же большинство зарплат в Москве являются «чёрными» или «серыми»? Да всё просто, как божий день. Дело в том, что работодатель также платит налог с вашей зарплаты. Хотя это не совсем налог, но его сумма существенна.
Рассмотрим пример. Допустим ваша зарплата на работе составляет тридцать тысяч в месяц. Это не самая плохая зарплата в Москве и очень вольготная зарплата в других регионах России. Если вы думаете, что выплатив с этих тридцати тысяч тринадцать процентов, поборы государства заканчиваются, то вы сильно заблуждаетесь.
Существует так называемый фонд оплаты труда (ФОТ), состоящий из собственно вашей зарплаты и отчислений в фонды пенсионного и социального страхования. ФОТ рассчитывается из вашей «грязной» зарплаты плюс тридцать четыре процента (на начало 2011 года), то есть, чтобы выплатить вам тридцать тысяч, работодатель должен потратить на это чуть более сорока тысяч, не считая комиссий банка, который не применёт возможностью при обналичке или переводе поиметь свой процент. После чего обязан удержать те самые пресловутые тринадцать процентов. И восемьдесят семь процентов вы получите на руки, то есть чуть больше двадцати шести тысяч рублей.
Работнику, в принципе, по фигу. Он наёмный, а вот работодатель задумывается крепко, как ему не платить обязательные социальные платежи с вашей (а не своей) зарплаты, вот тут и рождаются серые схемы, когда ваша зарплата равна минимально допустимой (обычно — прожиточному минимуму), соответственно, с неё и будут насчитываться все налоги, а остальное лично в конверте. Причём такая схема при всеобщем молчании устраивает всех и даже, по-моему, государство. Вот так и получается, что человек зарабатывает десять тысяч рублей в месяц и ездит на дорогом Мерседесе или покупает квартиру в элитном доме. Всегда возникает резонный вопрос: «на что?»
У меня возникает другой резонный вопрос по фонду оплаты труда. Почему до сих пор используется такая схема, почему социальные платежи, которые важны прежде всего работнику, платит за него работодатель, то есть несёт обязательное социальное бремя? По тому, что у него есть больше возможностей и средств? Как правило, маленькие компании не имеют таких возможностей и уж тем более средств. Почему бы не переложить эту нагрузку на плечи работника, ведь эти платежи важны прежде всего ему?
Тут-то и становится понятным, то работники начнут чесать репу, задумаются, так как им придётся платить не тринадцать процентов со своей зарплаты, а почти в четыре раза больше. Сразу «просядут» зарплаты. В народных массах начнутся волнения, которые для государства всегда так не к стати.
Проще гнобить налогами молчаливый бизнес, который в силу своей скрытности и желании оставаться рентабельным, старается всячески уменьшать налоговую нагрузку, в том числе и не самыми честными методами, нежели чем заявить, что на самом деле, граждане, платежи с зарплаты не ограничиваются этими тринадцатью процентами.
Да и для внешней политики эти тринадцать процентов подоходного налога являются прекрасным козырем: у вас подоходный налог пятьдесят процентов, а у нас всего лишь тринадцать, сумейте сделать меньше нас. Что — слабо? А мы можем.
Вот так у нас всё через одно место и скрытно. Я сторонник перекладывания бремени обеспечения будущей пенсией на плечи работника, так как для него важно, как он будет жить в случае выхода на пенсию, или же в случае болезни. Ведь мало кто знает, что ФСС компенсирует не всю зарплату по болезни, а лишь часть её, в зависимости от стажа работы на этом месте, но не более семидесяти процентов «белой» зарплаты.
Более того, работники получающие конверты являются прежде всего управляемым быдлом, манипулировать которым можно с помощью этого самого конверта. Провинился — получишь свои десять тысяч в конце месяца, и с этим ничего не сделаешь. Поэтому работники стараются молчать.
Вот и получается, что при всей этой схеме в «дамках» оказывается только государство, которое может доить бизнес и заставлять его молчать, а значит и средний класс; имеет козырь во внешней политике. Хотя все остальные тоже получают для себя сиюминутные профиты: работодатели — бесправных и послушных работников, работники — большие зарплаты. А в перспективе, больше всех пострадает наёмный работник, подойдя к пенсии, у него её практически не будет, как не будет и здоровья, чтобы нормально работать дальше.
Печально? Безусловно. Печальнее другое, что пенсионный фонд отчитался о своей деятельности. Самое интересное в том, что всё это время ПФР жил на деньги, получаемые из отчислений, то есть на сами пенсии по старости в казне фонда денег нет. Россия — такая Россия…