Самара-городок

Годы идут, но ощущения так и остаются со мной. Сегодня, будто бы как и вчера, на улице шикарнейший вечер, тогда я стоял на вокзале в ожидании отправления моего поезда в сторону, до последнего вдыхая свежий весенний московский воздух. Меня изнутри подзуживало предвкушение от встречи, которая состоится завтра утром на другом вокзале, в Самаре, но до него ещё семнадцать часов пути. Мне нравились поезда, в них жил дух роматники, совпадавший с моим мироощущением, и если бы была не Самара, а какой-нибудь другой город, в который пришлось ехать не менее долго, то я бы уехал не задумываясь.

В мае две тысячи второго я был очарован городом и точно знал, что сюда вернусь ещё не один раз. Мне нравилось всё: и путь на поезде, и неспешный на тот момент ритм города, казавшийся мне слишком медленным, но именно это и очаровывало. Со временем становишься разборчивым и придирчивым , так как появляется опыт и багаж знаний, но на тот момент у меня его не было. То, что сейчас раздражало бы, тогда казалось совсем незначительным и малым.

Про Куйбышев или Самару сейчас я знал с самого детства, так как в Рязани часто видел указатели с направлением и обозначением километража до этого города. Мне хотелось лет в пять-шесть туда попасть и даже задавал родителям вопрос о том, почему мы там не были. Они улыбались и говорили, что туда ехать очень далеко и долго.

Однако, этой светлой и наивной детской мечте было суждено сбыться пятнадцать лет назад, когда вечером сел в поезд №10 «Москва – Самара». С этого момента в моей жизни началась новая глава.

Самара 2002

Солнечное утро меня встречало задолго до того, как мы подъехали к городу. Конец весны всегда очень солнечный особенно южнее Москвы. Внутри меня было очень легко, то состояние, когда ты рад всему и все рады тебе. Вокруг сплошная степь с редкими деревнями вдоль железнодорожного пути, никаких магистралей и дорог. Пейзаж не то, чтобы бы уныл, но смотреть решительно не на что. Даже на подъезде к Самаре толком ничего не удалось увидеть, так как мы въехали с южной стороны города, где на тот момент ничего не было, кроме промзоны.

Сойдя с поезда на низкий перрон и поняв, что погода сегодня просто замечательная для новых свершений, отправились в сторону остановки трамвая, на котором мы доехали до дома. Путь на нём казался вечным. Было ощущение, что весь город мы преодолели на нём. Потом найду карту города в сети и пойму, что путь от дома до вокзала был не более более минут пятнадцати по прямой.

Любой город в период цветения будет производить ощущение чистого и красивого. Южное солнце, хоть и не Астрахань, но Самара всё же значительно южнее, нежели чем Москва, вечерами создавала причудливые оттенки, окрашивая вокруг в нежно багряный цвет. Стоит закрыть глаза, как возникает разворотный трамвайный круг в Постниковом овраге (овраг Подпольщиков) в этих нежнейших цветах, плюс к этому и небо – лазурно-голубое. Как тут не влюбиться в такие прекрасные виды?

В отличие от Астрахани, здесь больше зелёных парков, куда мы частенько ходили по вечерам гулять, встречая закат у Волги, а потом дурачась возвращались домой, чтобы выгулять собаку возле дома.

Архитектурой Самара в ту пору не блистала. Типовые и донельзя удешевлённые проекты домов, которыми начали застраивать всё вокруг, вытесняя старую Самару из своих привычных и насиженных мест, о чём напоминал почерневший от старости дом, внутри колодца из многоэтажек, куда выходили окна. Почти не было никаких на тот момент торговых центров, лишь монументальность, оставшаяся в наследие от большой страны, местами неплохо обветшавшая и требующая ремонта, на это никто особого внимания не обращал.

Однако, я говорю про новые границы города, а в центре, находящийся в излучине Волги, от которого и началось всё новое градостроительство дальше, считающимся по-праву историческим, всё как в Рязани. Да, есть на что посмотреть, но вот видок у этих построек не лучше, чем в новом городе. Вроде бы постепенно приводят в порядок эти дома, но тогда это производило скорее удручающий вид, совсем не туристический. Центр плотно был интегрирован в трамвайную сеть. Здесь почти на каждой улице есть трамвайные пути и остановки. Конечно же, по центру улицы, что способствовало образованию заторов и пробок.

С культурой в Самаре познакомиться мне особо не удалось, так как в музеи мы не ходили, да и особой тяги к этому не было. Контраст и колорит вносили объявления в газетах и расклеенных на остановках. Последние страницы газет были отданы под объявления похоронных агентств. У нас такого уже давным-давно не было.

Люди здесь обычные. Точно такие же как и в Москве. В то время ещё не так сильно ощущалось присутствие нацменьшинств в обществе. Да, были чурки, таджики, но не так их было много. В Самаре я их видел разве что на рынках, где бывал редко. Одеты люди не броско, но и не сказать, что ты находишься в глуши или деревне.

В тот приезд мне удалось прочувствовать умеренность климата, проливной ливень нас накрыл так, что от зонта не было никакого прока. Что нам сухая голова, если вся одежда промокла? Поэтому домой летели на такси. Тогда же, можно сказать, я в первый раз посмотрел на город с пассажирского места, а не из окна трамвая.

Уезжать домой не хотелось, но надо было, так как на носу выпускные экзамены в техникуме, да и на работу нужно, плюс ко всему день рождения у отца через пару дней. Через неделю, в воскресенье в три часа с копейками я отбыл в сторону дома. Москва не менее ярко встречала меня утром тёплой и почти летней погодой.

наверх

Самара 2013

В две тысячи тринадцатом году мы рискнули с соседом и поехали на Грушинский фестиваль, который на тот момент уже перестал называться так, лишь сейчас он опять вернул себе своё имя. В тот раз нам не удалось нормально выспаться и мы рванули в Самару, чтобы развеяться перед дорогой и выполнить кое-какие дела.

На въезде в город нас ожидала традиционная пробка из местных граждан, которым не терпелось побыстрее проехать по своим делам. Суббота и жаркий день. Очень жаркий в тот раз. На градуснике в машине показывало плюс тридцать шесть, хотя внутри машины было неплохо и комфортно. Климат-контроль создавал прохладу, но ультрафиолет всё равно жарил через стёкла.

Город сильно изменил свой облик за те почти десять лет, что меня здесь не было. Появились интересные дома, резко прибавило транспорта, открылось множество торговых центров и автосалонов, но неизменным осталось качество дорог, которое было не таким уж и высоким. Особенно во дворах, где приходилось лавировать между ямами, чтобы не оставить подвеску.

Я не мог не воспользоваться моментом и не подъехать к тому дому, где когда-то гостил. Во внутреннем колодце, где когда-то стояла почерневшая от времени изба, стоит восемнадцатиэтажный монолит, заслонивший собой солнце от жителей дома. Теперь они дышали окно в окно. Посмотрел на второй этаж и балкон – нет, ничего тут не изменилось с того времени, когда был в последний раз – в феврале две тысячи четвёртого года.

А дальше в сторону набережной. В центр везти соседа не рискнул из-за пробочной обстановки в городе. Набережная стала значительно лучше, никакие фотографии не смогу передать красоту этих мест и того насколько красиво здесь соединение между небом и Волгой. Если у меня появилась возможность, то с удовольствием на всё лето уезжал сюда.

Набережная здесь – образцово показательная. Наверняка, ничем не уступает тому, что есть в Европе, и уж тем более не уступает тому, что есть в Москве в некоторых парках вдоль течения Москвы-реки. Чуть поодаль – песчаный насыпной пляж, где проводит своё время люди, которые не могут выбраться за пределы города.

На «Ладье» делаем несколько памятных фотографий на память о том, что здесь мы были в две тысячи тринадцатом, засобирались в сторону фестивальной горы, где осталась вторая машина с вещами. По пути ещё перекусим, куплю на замену сломавшимся солнечным очкам другие, в которых частенько езжу и сейчас.

Перед Ладьёй

Выезд из города не был таким утомительным, но ехать пришлось по яндекс.картам, чтобы сократить время на пробки, объездными путями, где после можно «вжарить» побыстрее по трассе. Через шестнадцать часов мы припаркуемся у дома в Москве.

Город постепенно меняется. В лучшую ли сторону? Неизвестно. Проблемы дорог так и не решены, но в архитектурном плане подвижки всё же есть и это хорошо. На сколько стал удобнее и доступнее город сказать не могу, так как на общественном транспорте мы не ездили.

наверх


Приеду ли ещё в Самару? Конечно приеду, но когда – не хочу загадывать. Нравится мне набережная, вдоль которой можно очень долго ходить, наслаждаясь закатом и красивыми пейзажами и видами. Хочу ли тут жить? Точно нет. Это уже в прошлом.

Добавить комментарий